Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Лишь впоследствии он замечает, по крайней мере, некоторые
исландские параллели и выражает готовность признать за ними то или иное
значение68.
Эренберг следует Буркхардту также и в том, что сосредоточивается на понятии
агонального в период, которым в Элладе сменяется героическая эпоха, и признает,
что в этот период агональные черты так или иначе находят свое проявление. Битве
за Трою, по его мнению, еще вовсе не присущ агональный характер; только в связи
с "Entheroisierung des Kriegertums" ["дегероизацией воинства"] возникает попытка
создать противовес в агональном, которое таким образом лишь на втором этапе
"sich herausbildete" ["выстроилось"] как продукт более поздней фазы
81
Homo ludens
культуры69. Все это более или менее основывается на высказывании Буркхардта:
"Wer den Krieg hat, bedarf des Turniers nicht"70 ["Кто ведет войну, тому не
нужны турниры"]. Мнение это, во всяком случае, в том, что касается любого из
архаических периодов цивилизации, было, однако, отвергнуто данными социологии и
этнологии как совершенно не соответствующее действительности. Пусть верно, что
лишь с великими, объединившими всю Элладу играми в Олимпии, Истме, Дельфах,
Немее35* состязание на протяжении двух столетий делается жизненным принципом в
греческом обществе, -- дух непрекращающегося противоборства господствовал в
эллинской культуре уже и до этого, а также и после.
Греческие боевые игры, даже во времена, когда при поверхностном рассмотрении они
могли показаться всего лишь национальными спортивными праздниками, имели тесную
связь с религией. Победные песни Пиндара целиком и полностью принадлежали его
богатой священной поэзии, единственно сохранившейся частью которой они
являются71. Сакральный характер агона сказывается буквально во всем.
Соревнование спартанских юношей перед алтарем в том, как они переносят
причиняемую им боль, находится в самой непосредственной связи с мучительными
испытаниями при посвящении в мужское сообщество, обычаем, который мы встречаем у
первобытных народов по всей земле. Своим дыханием некий победитель Олимпийских
игр буквально вдувает новые жизненные силы в своего деда72. Греческая традиция
различает состязания как таковые, то есть связанные с государством, войной и
правом, -- и состязания в силе, мудрости и богатстве. Разделение на две эти
группы все еще отражает, по-видимому, нечто из агонистической сферы ранней фазы
культуры. Когда судебный процесс получает название агон, это не является, как
считал Буркхардт73, позднейшим переносом значения; напротив, это говорит о
древнейшей взаимосвязи понятий. Судопроизводство представляло собою тогда
подлинный агон.
Греки имели обыкновение состязаться во всем, где возникала возможность борьбы.
Состязания мужчин в красоте входили в Панафинеи и в ристания в честь Тесея. На
симпосиях соревновались в пении, загадках, времени бодрствования и количестве
выпитого. Но даже и это последнее не теряет связи с сакральным: полнпоойа и
акратопоойа, то есть пить много и пить, не смешивая с водой, входили в праздник
Кувшинов36*. Александр на пиршестве по случаю смерти Калана37* устроил
гимнический и мусический агон с наградами для тех, кто больше всех выпьет,
вследствие чего из числа участников тридцать пять тотчас же умерли, а шестеро --
спустя еще какое-то время, включая и самого победителя74. Состязания в
поглощении больших количеств еды и питья встречаются также и при потлатче.
Чересчур узкое толкование понятия агон приводит Эренберга к признанию
антагонистического характера культуры Рима75. Действительно, поединки свободных
граждан друг с другом занимают здесь не слишком большое место. Но это не должно
означать, что в структуре
82
Глава III
римской цивилизации агональный элемент вовсе отсутствовал. Скорее мы
сталкиваемся здесь с тем своеобразным явлением, что момент противоборства уже
очень рано переместился с личного соперничества на лицезрение схваток,
разыгрываемых другими, бойцами, именно для этого предназначенными. Несомненно,
это перемещение как раз и свидетельствует о связи с тем фактом, что у римлян
сакральный характер таких поединков продолжал сохраняться особенно строго; ведь
именно в отправлении культа одних участников исстари заменяли другими. И хотя
бои гладиаторов, схватки со зверями, гонки колесниц проводились рабами, все они
полностью охватываются сферою агонального. При том что ludi [игры] не были
привязаны к постоянным праздникам года, это были ludi votivi, то есть
устраиваемые по обету, как правило, в честь умерших или чтобы в данном
конкретном случае отвести гнев богов. Малейшее нарушение ритуала, какая-либо
случайная помеха делали все празднество недействительным. Это также указывает на
священный характер свершавшегося.
Здесь чрезвычайно важно отметить, что именно для этих римских боев, с их
кровопролитием, суевериями и нетерпимостью, как общее наименование неизменно
употребляли то самое слово, которым обозначали игру, ludus, со всеми
неотъемлемыми ассоциациями свободы и веселья.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153