Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


Если, таким образом, вообще в области пластических искусств, по сравнению с
мусическими искусствами, фактор игры меньше выступает на лервый план в самом
процессе художественного творчества, то как только мы перейдем от создания
произведения изобразительного искус-
163 Homo ludens
ства к его вхождению в социальную среду, картина сразу меняется Мастерство
исполнения в пластических искусствах, равно как и почти во всех иных достижениях
человеческого умения, в высокой степени есть предмет состязательности.
Агональный импульс, могучая действенность которого уже представала перед нами в
столь многих областях культуры, находит полное удовлетворение также и в сфере
искусства Глубоко в изначальных слоях культуры лежит потребность, прибегая к
вызову или состязанию друг с другом, искать разрешения трудной задачи, которая
кажется невыполнимой. Это не что иное, как эквивалент всех уже встречавшихся нам
агональных испытаний в сфере мудрости поэзии или доблести. Можно ли теперь, не
вдаваясь в дальнейшие рассуждения, сказать, что священные загадки означали для
развития философии, а поединки поэтов и певцов -- для поэзии, то же самое, что
для развития пластических способностей -- образчики искусной работы? Другими
словами: не развивалось ли также изобразительное искусство в соревновании и
через соревнование? Здесь нужно иметь в виду следующее. Прежде всего то, что
нельзя провести четкую границу между состязанием в делании -- и в исполнении
чего-либо. Испытание в силе и ловкости, подобное выстрелу Одиссея через
двенадцать секир6', полностью лежит в сфере игры. Если это и не kunstschepping
[творение искусства], то уж во всяком случае, и на нашем языке, kunststuk
[искусная штука]. В архаической культуре, и еще долгое время впоследствии, слово
искусство распространяется чуть ли не на все сферы человеческого умения. Эта
всеобщая взаимосвязь позволяет нам обнаружить игровой фактор также и в
художественном шедевре в узком смысле этого слова, то есть в непреходящем
творении искусных рук мастера. Соревнование в создании лучшего произведения
искусства, еще и сегодня наличествующее во всех областях художественной
деятельности на соискание prix de Rome [Римской премии]7*, это, по сути, некая
особая стадия развития древнейшего поединка, с тем чтобы повергающей в изумление
сноровкой, выставляемой напоказ перед многочисленными соперниками, добиться
победы над всеми. Искусство и техника, умение и формотворчество пребывают в
архаической культуре еще нераздельно, в вечном стремлении превзойти соперника и
торжествовать победу. К самому низкому рангу социального соперничества с
присущими ему кунштюками относятся шуточные келеусмата (келеусмата), приказы,
которые симпосиарх отдает участвующим в пирушке8'. В том же ряду находится как
poenitet [штрафной бокал], так и игра в фанты -- игра в чистом виде. Подобны
этому и задачи по распутыванию и завязыванию узлов. За этой игрой, без сомнения,
стоит целый пласт сакральных обычаев, чего мы здесь касаться не будем. Когда
Александр Великий разрубил Гордиев узел9*, он более чем в одном аспекте повел
себя как настоящий шпильбрехер.
Все эти взаимосвязи не решают, однако, вопроса, в какой мере состязание
действительно содействовало развитию изобразительного ис-
164 Глава Х
кусства. Нужно особо заметить, что примеры заданий на выполнение или иных
поразительных кунштюков предстают перед нами чаще как темы мифологии, народных
сказаний и литературы, а не как эпизоды истории самого искусства. Во всяком
случае, человеческий дух особо охотно играет непомерным, чудесным, абсурдным,
что становится, однако, реальностью. Где находила игра почву более богатую, чем
в по-лете воображения вокруг творящего чудеса художника? Великие герои культуры
глубокой древности, согласно всем мифологиям, в состязаниях, ради спасения свой
жизни, создали все те новые и необычные вещи, которые ныне составляют
сокровищницу культуры. Ведическои религией был усвоен собственный Deus faber,
Тваштар, то есть делатель, изготовитель. Он выковал для Индры ваджру, громовый
метательный молот. Он вступил в состязание с тремя Rbhu, художниками,
божественными существами, сотворившими коней Индры, колесницу Ашвинов и чудесную
корову Брихаспати10*. Греки знали сказание о Политехне и Аэдоне, которые
похвалялись, что любят друг друга больше, чем Зевс и Гера, за что те наслали на
них Эриду, соперничество, так что они были вынуждены состязаться во всяческой
искусной работе11*. К этому же ряду относятся гномы-умельцы Севера, кузнец
Виланд, чей меч так остер, что рассекает плывущие в потоке клочья шерсти, а
также Дедал12*. Он создал множество искусных творений: лабиринт, статуи, которые
способны были ходить. Поставленный перед задачей пропустить нить через витки
раковины, он решает ее, запрягая в нить муравья.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153