Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Ибо фактически дело зашло столь далеко, что система
международного права не обладает больше всеобщим признанием как основа культуры;
по крайней мере, относятся к ней с подозрением. Как только члены сообщества
государств на практике отвергают обязательность международного права или хотя бы
в теории выдвигают на первый план в качестве единственной нормы отношений между
государствами интересы и власть своей группы, будь то народ, партия, класс,
церковь или государство, то с последним чисто формальным остатком игрового
поведения исчезают также всякие притязания на культуру, и общество скатывается
до уровня, еще более низкого, чем архаическая культура. Так безраздельное
насилие снова вступает в свои "права".
Отсюда явственно следует важный вывод, что без поддержания определенного
игрового поведения культура вообще невозможна. Но и в обществе, совершенно
одичалом из-за отказа от каких бы то ни было правовых норм, агональный инстинкт
вовсе не исчезает, ибо он коренится в самой природе человека. Врожденное
стремление быть первым и тогда сталкивает отдельные группы друг с другом и в
безумном само-
105 Homo ludens
возвышении может их привести к неслыханным крайностям ослепления и
безрассудства. Хватаются ли они за устаревшее учение об экономических отношениях
как движущей силе истории, провозглашают ли совершенно новое видение мира, чтобы
дать имя и форму этой тяге торжествовать над соперниками, в основе всегда речь
идет о желании победить, пусть даже известно, что в этом "победить" и речи уже
не может быть о "победе".
Состязаться для того, чтобы показать свое первенство, без сомнения, является для
культуры в период ее становления формирующим и облагораживающим фактором. На
стадиях еще наивного детского сознания и живых понятий сословной чести такое
состязание порождало горделивую личную доблесть, неотъемлемую черту юной
культуры. И не только это: в неизменных, всегда освященных культом боевых играх
вырастают сами культурные формы, развивается структура общественной жизни. Жизнь
благородных сословий приняла форму возвышенной игры чести и доблести. Но именно
потому, что эта благородная игра в самой жестокой войне может осуществиться лишь
в самой незначительной .степени, ее следует пережить как эстетическую социальную
фикцию. Кровавое насилие лишь в малой части позволяет себя изгнать в благородные
культурные формы. Так что духовные силы общества все снова и снова ищут выхода в
прекрасных образных воплощениях героической жизни, свершающейся в благородном
соперничестве в идеальной сфере чести, добродетели и красоты. Идея благородного
единоборства остается, таким образом, одним из сильнейших импульсов культуры.
Если она разворачивается в систему боевой атлетики, торжественной коллективной
игры, поэтического возвышения жизненных отношений, как в рыцарстве западного
Средневековья или в японском бу-сидо, то эта образность сама будет существенно
воздействовать на культурную и личную позицию и деятельность, закаляя мужество и
повышая чувство долга. Приведенная в систему благородная битва как жизненный
идеал и форма жизненного уклада преимущественно связана с такой общественной
структурой, в которой многочисленная военная знать среднего достатка находится в
зависимости от княжеской власти, наделенной священным авторитетом, при том что
верность своему господину является центральным мотивом существования. Только в
таком обществе, в котором свободному человеку не нужно трудиться, может
процветать рыцарство с его неизбежной потребностью помериться силами, с его
турнирами. Здесь относятся всерьез к игре провозглашения фантастических обетов о
свершении неслыханных героических подвигов, здесь уходят в вопросы гербов и
флагов, здесь объединяются в ордена и оспаривают друг перед другом ранг или
первенство. Только феодальная аристократия имеет для этого время и испытывает к
этому расположение. Этот обширный агональный комплекс идей, обычаев и уставов в
наиболее чистом виде очерчивается на средневековом Западе, в мусульманских
странах и в Японии. Возможно, еще явственнее, чем
106 Глава V
христианском рыцарстве, проявляется фундаментальный характер всего этого в
стране Восходящего Солнца. Самурай придерживался воззре-ния, что то, что
серьезно для обыкновенного человека, для доблестно го лишь игра. Благородное
самообладание перед смертельной опасностью -- для него это все. Словесная
перепалка, о чем шла уже речь выше может возвышаться до благородного рыцарского
обычая, в котором противники выказывают свое владение героической формой. К
этому феодальному героизму относится также презрение человека благородного
происхождения к материальной стороне жизни. Японец знатного пода демонстрировал
хорошее воспитание тем, что не знал достоинства монет. Японский князь Кэнсин,
воевавший с другим князем по имени Сингэн, жившим в горах, узнал, что третий
князь, открыто не воевавший с Сингэном, отрезал путь, по которому доставляли
соль.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153