Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Еще у Баха и Моцарта она
считалась не более чем благороднейшим видом времяпрепровождения (диагоге, по
выражению Аристотеля) и искуснейшим из умений, и именно это райское простодушие
возвысило ее до неподражаемого совершенства.
Несмотря на кажущееся поначалу противоречие, у нас нет причин отказывать
последующим эпохам в игровых качествах, которые мы столь охотно признаем за
эпохою Рококо. На первый взгляд, во времена возобновленного и обновленного
классицизма и уже появляющегося романтизма повсюду, казалось бы, преобладает
мрачная серьезность, уныние, слезы, и обнаружить игровой элемент здесь едва ли
возможно. Но стоит присмотреться поближе, и мы увидим совершенно обратное. Если
стиль и настроение эпохи когда-либо рождались в игре, то именно это и произошло
в европейской культуре второй половины XVIII в. Это справедливо для нового
классицизма, равно как и для образов, вдохновлявших романтиков. Европейский дух
в своих то и дело повторявшихся обращениях к древности искал и находил в
классической культуре именно то, что отвечало характеру текущей эпохи. Помпея
воскресла из небытия как раз вовремя, чтобы обогатить и оплодотворить новыми
мотивами из милой сердцу Античности времена, отмеченные спокойным, холодным
изяществом. Английской классицизм в архитектуре и оформлении интерьера, Адамсы,
Веджвуд и Флаксман, порождены игрою духа XVIII столетия18*.
Романтизм имеет столько лиц, для скольких он нашел выражение. Если обратиться ко
времени его появления в XVIII в., то его можно, пожалуй, обозначить как
потребность переносить эстетические и эмоциональные переживания в воображаемое
прошлое, где персонажи обрисованы нечеткими контурами и несут в себе что-то
таинственное и пугающее. Уже подобное выделение некоего идеального пространства
свидетельствует о настроении игры. Можно пойти еще дальше: факты самой истории
говорят о том, что романтизм родился в игре и из игры. Если как следует
вчитаться в письма Хораса Уолпола, где процесс рождения романтизма словно бы
разыгрывается у нас на глазах, нетрудно заметить, что автор в своих взглядах и
убеждениях, сохраняет, собственно говоря, явное пристрастие к классицизму.
Романтизм, обретавший свою форму у Уолпола более, чем у кого-либо другого,
оставался для него чистым любительством. Он пишет свой Castle of Otranto [Замок
Отранто]19*, первый, беспомощный опыт средневекового романа ужасов, то ли из
каприза, то ли от скуки. Brie а bгас [Хлам] "готических" древностей, которым он
наполняет до краев свой дом в Строберри Хилл, не имеет для него значения
искусства или священных реликвий, но всего лишь -- курьезов. Сам он вовсе не
уходит с головой в свою готику, которая все еще звучит для него как trifling
[пустая трата времени] и
181
Homoludens
bagatelle [безделица], и высмеивает ее у других. Он всего лишь несколько
обыгрывает уже имеющиеся настроения.
Одновременно с увлечением готикой все большее распространение приобретает
сентиментализм. Господство сентиментализма на протяжении четверти века и более в
мире, чьи мысли и дела направлены были, однако, совсем на другие цели, вполне
сопоставимо с господством идеала куртуазной любви в XII и XIII вв. Элита
старается приспособиться к искусственным, гипертрофированным любовным и
жизненным идеалам. При этом элита конца XVIII в. значительно шире, чем весь
феодально-аристократический мир от Бертрана де Борна до Данте20*. Буржуазный
элемент, образ жизни и умонастроение буржуазии уже перевешивают. Общественные и
педагогические идеи звучат все активнее. Но сам культурный процесс сходен с тем,
что был пятью веками ранее. Весь эмоциональный состав личной жизни, от колыбели
до могилы, возводится в формы искусства. Все вращается вокруг любви и брака, но
сюда же сами собой вовлекаются и все прочие жизненные состояния и отношения:
воспитание, отношение родителей к детям, переживания в связи с болезнью и
выздоровлением, смерть и траур по умершему. В литературе сентиментальность
чувствует себя, как дома, но реальное существование лишь до известной степени
адаптируется к требованиям нового стиля жизни.
Здесь, однако, вновь возникает вопрос: в какой мере все это можно считать
серьезным? Кто исповедовал и переживал стиль времени с большей серьезностью:
гуманисты и люди эпохи Барокко -- или романтики и сентименталисты XVIII в.?
Несомненно, первые были гораздо сильнее убеждены в бесспорной нормативной
действенности классического идеала, чем поздние почитатели готики в том, что
неясные видения их мечтаний о прошлом являются образцовыми и обязательными.
Когда Гете сочинял свой Totentanz [Танец мертвых], это наверняка было для него
не более чем игрой. Но с сентиментализмом дело обстоит несколько по-иному,
нежели с тяготением к Средневековью. Когда в XVII в. писали портрет регента
Голландии в античных одеждах, которые ему даже и не принадлежали, или славили
его в стихах как жемчужину римских гражданских добродетелей, это было
маскарадом, не более.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153