Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


Агональный момент раннего любомудрия особенно проявляется, как кажется, еще и в
том, что древние мыслители были склонны видеть в мировом процессе вечную борьбу
изначальных противоположностей, которые были заложены в существо всех вещей, как
это запечатлено в китайском противопоставлении ян и инь.
119
Homo ludens
Для Гераклита проходящий в постоянной борьбе спор противоположностей был "отцом
всех вещей". Эмпедокл выдвигал в качестве двух принципов, которые изначально и
навеки правят мировым процессом понятия филиа (филиа) -- влечение и нэйкос
(нэйкос) -- разлад. По всей видимости, не случайно склонность ранней философии к
объяснению всего существующего через антитезу соотносится с антитетическим и
агональным устройством раннего общества. Издревле было привычно мыслить обо всем
как о двойственности противоположностей, и видение во всем состязательности
повсеместно господствует. Гесиоду еще известно о доброй Эриде28*', благой
Распре, наряду с Распрей губительной.
В этой полагаемой связи вполне подходящим оказывается и такое представление,
согласно которому извечная борьба всего сущего, борьба в Природе (Фюзис),
понимается как правовой спор. Тем самым мы вновь попадаем в сердцевину
архаической культурной игры. Вечная борьба в Природе есть, таким образом,
противоборство перед лицом суда. Согласно Вернеру Йегеру24, понятия Космос, Дике
и Тисис (кара, возмездие] перенесены из области права, к которой они и
относятся, на мировой процесс, с тем чтобы его можно было осознать в терминах
судопроизводства. Точно так же айтиа (айтиа) первоначально обозначало правовое
понятие вины, прежде чем стало отвлеченным термином, обозначающим понятие
естественной причинности. Анаксимандр был первым, кто придал форму этой идее; к
сожалению, слова его дошли до нас лишь в крайне отрывочном виде25. "Но из чего
ведут свое происхождение все вещи (имеется в виду: из бесконечности), туда же
они и гибельно канут, сие неизбежно. Ибо друг другу должны они дать искупление и
понести покаяние за свою несправедливость -- по велению времени"26. Вполне ясным
это изречение названо быть не может. Во всяком случае, оно имеет отношение к
представлению, что Космос должен был бы из-за свершенной им некоей
несправедливости сам искать покаяния. Что бы ни имелось в виду, в этих словах
несомненно кроется очень глубокая мысль, перекликающаяся с христианскими
представлениями. Остается, однако, открытым вопрос, лежала ли уже в основе этого
представления действительно зрелая идея государственного устройства и правовой
жизни, примеры которых дают нам греческие города-государства. Или скорее мы
имеем здесь дело с гораздо более древним слоем понятий о праве? Не выражена ли в
этих словах та архаическая концепция права и воздаяния, о которой шла уже речь
выше, когда идея права еще полностью лежала в области единоборства и метания
жребия -- короче говоря, когда правовой спор был еще священной игрою? Один из
фрагментов Эмпедокла говорит -- по поводу могучей борьбы стихий -- об исполнении
времен, которое к этим первоначалам обоюдно "влечется обширною клятвою"27.
Полностью постичь смысл этого мистико-мифического образа, видимо, невозможно.
Тем не менее ясно, что мысль мудреца-провидца находится здесь в той сфере
единоборства-игры за право, в которой мы уже научились видеть важную основу
первозданной культурной и духовной жизни.



VII
ИГРА И ПОЭЗИЯ
Кто примется говорить об истоках греческого любомудрия, в их связи с древними
сакральными играми-состязаниями в мудрости, тот неминуемо будет то и дело
попадать на или за грань, пролегающую между религиозно-философскими и
поэтическими способами выражения. Поэтому желательно было бы прежде всего
поставить вопрос о сущности поэтического творения. В определенном смысле этот
вопрос задает центральную тему рассуждения о связи между игрой и культурой. Ибо
если богопочитание, наука, право, государственное управление и военное дело в
высокоорганизованном обществе, судя по всему, постепенно выходят из того
соприкосновения с игрой, которое, по всей видимости, на ранних стадиях культуры
им было столь свойственно, поэтическое творчество, родившееся в сфере игры, все
еще чувствует себя в этой сфере как дома. Поиноис1* -- функция игрового
характера. Поэзия вступает в игру в некоем поле духа, в некоем собственном мире,
который дух творит для себя, где вещи имеют иное лицо, чем в "обычной жизни", и
где их связывают между собой не логические, а иные связи. Если под серьезным
понимать то, что удается исчерпывающе выразить словами бодр-ственной жизни, то
поэзия никогда не бывает совершенно серьезной. Она располагается по ту сторону
серьезного -- в той первозданной стране, откуда родом дети, животные, дикари,
ясновидцы, в царстве грезы, восторга, опьянения, смеха. Для понимания поэзии
нужно облечь себя душою ребенка, словно волшебной сорочкой, и мудрость ребенка
поставить выше мудрости взрослого.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153