Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


В праздниках, соотнесенных с временем года, вступают в действие состязания как
противостоящих групп племени, так и противоположных полов. На культуросозидающее
действие всевозможных праздничных состязаний, приуроченных к смене времени года,
ни для одной из великих культур не пролито столько света, как это сделал для
культуры Древнего Китая Марсель Гране. Пусть даже картина, которую он
воссоздает, строится на основе интерпретации древних песен, она так основательно
подкрепляется и так полно согласуется со всем, что поведала нам этнология об
архаической общественной жизни, что мы можем без колебаний обратиться к ней как
к твердо установленной культурно-исторической данности10.
Как первоначальную фазу китайской культуры Гране описывает состояние, при
котором сельские роды отмечали празднования по времени года различными
состязаниями, предназначенными способствовать плодородию и преуспеянию. О
подобной целенаправленности так называемых примитивных культовых действий
достаточно хорошо известно. С каждой удачно проведенной торжественной церемонией
или победой в игре или состязании, особенно когда это священные игры,
связывается в архаическом обществе явственная убежденность в достигнутом благе,
распространяющемся на конкретную общность. Жертвоприношение или священные танцы
прошли успешно -- и все теперь хорошо, высшие власти по-прежнему с нами, мировой
порядок будет поддержан, космическое и общественное благополучие для нас и наших
семей теперь обеспечено. Не следует, конечно, представлять эти чувства как
результат ряда последовательных умозаключений. Это скорее некое жизненное
ощущение, состояние удовлетворения, сгущающееся в более или менее осознанные
верования, с проявлениями которых мы еще будем знакомиться более тщательно.
Возвращаясь к описанию Гране китайской глубокой древности, мы остановим свое
внимание на проводившемся мужчинами в мужском доме зимнем празднестве, носившем
остро драматический характер. В экстатическом возбуждении после опьяняющих
возлияний мужчины исполняли звериные танцы, устраивали кутежи, бились об заклад
и старались всячески себя показать. Женщины не допускались, тем не менее
антитетический характер празднества сохранялся. Разработка церемоний связывается
именно с соперничеством и попеременным участием. Есть группа хозяев дома -- и
приглашенные. Если одни представляют собою начало ян, присущее солнцу, теплу,
лету, то другие -- начало инь, связанное с луною, холодом и зимою.
Выводы Гране идут, однако, значительно дальше этой картины
кре-стьянско-аграрной, квазиидиллической жизни по обычаям родов и племен. С
ростом владений и отдельных царств внутри огромной территории, где жили китайцы,
на предполагаемое первоначальное двухчастное разделение накладывается
расчленение на множество соперничающих
67
Homo ludens
групп. На основе приуроченных к временам года состязании племенных фратрий
происходило иерархическое упорядочение общества. Процесс феодализации идет от
престижа, который воины завоевывают себе в таких поединках. "L'esprit de
rivalite qui animait les confreries masculines et qui, pendant la saison
d'hiver, les opposait en des joutes dansantes est a 1'origine du progres
institutionnel"11 ["Дух соперничества, который воодушевлял мужские фратрии и, в
ходе зимних празднеств, в танцевальных состязаниях противопоставлял их друг
другу, -- именно он лежит в основе институционально выраженного развития"].
Но даже если мы не пожелаем заходить так далеко, как Гране, который всю чиновную
упорядоченность позднейшего китайского государства9* выводит из этих примитивных
обычаев, мы вынуждены будем признать, что он мастерски показал, как в ходе
построения китайской цивилизации агональный принцип занял место, далеко
превосходящее значение агона в культуре Эллады, при том что игровой по сути
характер его заявляет о себе еще сильнее, чем в Греции.
И вот уже почти всякое ритуальное действие принимает форму церемониального
состязания: именно так переправляются через реку, взбираются на гору, рубят
дрова, рвут цветы12. Постоянный тип легендарного установления государственной
власти заключается в следующем: удивительными проделками или невероятным
состязанием в силе героический князь доказывает свое превосходство над
противниками. Как правило, подобный турнир влечет за собою смерть побежденного.
Здесь важен тот факт, что описанные состязания, даже если воображение придает им
вид титанической смертельной борьбы, при всем своем своеобразии принадлежат
сфере игры. Это бросается в глаза, если сравнить состязания, о которых в
мифической и героической форме повествуют китайские предания, с проводимыми еще
и в наши дни сезонными празднествами, встречающимися в стольких уголках мира.
Это особенно касается певческих и игровых состязаний юношей и девушек во время
весенних или осенних праздников.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153