Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


Пока что речь идет об определении формальных признаков, свойственных тому роду
деятельности, который мы именуем игрою. Все исследователи подчеркивают не
обусловленный посторонними интересами характер игры. Не будучи "обыденной
жизнью", она стоит вне процесса непосредственного удовлетворения нужд и
страстей. Она прерывает этот процесс. Она вторгается в него как ограниченное
определенным временем действие, которое исчерпывается в себе самом и совершается
ради удовлетворения, доставляемого самим этим свершением. Такой, во всяком
случае, представляется нам игра и сама по себе, и в первом к ней приближении:
как интермеццо в ходе повседневной жизни, как отдохновение. Но уже этой своей
чертою регулярно повторяющегося разнообразия она становится сопровождением,
дополнением, частью жизни вообще. Она украшает жизнь, заполняет ее и как таковая
делается необходимой. Она необходима индивидууму как биологическая функция, и
она необходима обществу в силу заключенного в ней смысла, в силу своего
значения, своей выразительной ценности, а также духовных и социальных связей,
которые она порождает, -- короче говоря, как культурная функция. Она
удовлетворяет идеалам индивидуального самовыражения -- и общественной жизни. Она
располагается в сфере более возвышенной, нежели строго биологическая сфера
процесса пропитания -- спаривания -- самозащиты. Этим суждением мы входим в
кажущееся противоречие с тем фактом, что в жизни животных брачные игры занимают
столь важное место. Но разве так уж абсурдно было бы такие вещи, как пение,
танцы, брачное великолепие птиц, равно как и человеческие игры, поместить вне
чисто биологической сферы? Как бы то ни было, человеческая игра во всех своих
высших проявлениях, когда она что-либо означает или торжественно знаменует,
обретает свое место в сфере праздника или культа, в сфере священного.
Лишает ли тот факт, что игра необходима, что она подвластна культуре, более
того, сама становится частью культуры, -- лишает ли это ее признака
незаинтересованности? Нет, ибо конечные цели, которым она
28
Глава I
служит, сами лежат вне сферы непосредственного материального интереса или
индивидуального удовлетворения насущных потребностей.
Игра обособляется от обыденной жизни местом и продолжительностью. Ее третий
отличительный признак -- замкнутость, отграниченность. Она "разыгрывается" в
определенных границах места и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой.
Итак, вот новый и позитивный признак игры. Игра начинается, и в определенный
момент ей приходит конец. Она "разыгрывается". Пока она идет, в ней есть
движение вперед и назад, чередование, очередность, завязка, развязка. С ее
временной ограниченностью непосредственно связано другое примечательное
качество. Игра сразу же закрепляется как культурная форма. Однажды сыгранная,
она остается в памяти как некое духовное творение или духовная ценность,
передается от одних к другим и может быть повторена в любое время: тотчас -- как
детские игры, партия в триктрак, бег наперегонки; либо после длительного
перерыва. Эта повторяемость -- одно из существеннейших свойств игры. Оно
распространяется не только на всю игру в целом, но и на ее внутреннее строение.
Почти все высокоразвитые игровые формы содержат элементы повтора, рефрена,
чередования как нечто само собой разумеющееся.
Еще разительней временного ограничения -- ограничение местом. Всякая игра
протекает в заранее обозначенном игровом пространстве, материальном или
мыслимом, преднамеренном или само собой разумеющемся. Подобно тому, как
формально отсутствует какое бы то ни было различие между игрой и
священнодействием, то есть сакральное действие протекает в тех же формах, что и
игра, так и освященное место формально неотличимо, от игрового пространства.
Арена, игральный стол, магический круг, храм, сцена, киноэкран, судебное
присутствие -- все они, по форме и функции, суть игровые пространства, то есть
отчужденная земля, обособленные, выгороженные, освященные территории, где имеют
силу свои особые правила. Это временные миры внутри мира обычного,
предназначенные для выполнения некоего замкнутого в себе действия.
Внутри игрового пространства господствует присущий только ему совершенный
порядок. И вот сразу же - новое, еще более положительное свойство игры: она
устанавливает порядок, она сама есть порядок. В этом несовершенном мире, в этой
сумятице жизни она воплощает временное, ограниченное совершенство. Порядок,
устанавливаемый игрой, непреложен. Малейшее отклонение от него мешает игре,
вторгается в ее самобытный характер, лишает ее собственной ценности. Эта глубоко
внутренняя связь с идеей порядка и есть причина того, почему игра, как мы
вскользь уже отметили выше, судя по всему, в столь значительной мере лежит в
области эстетического. Игра, говорили мы, склонна быть красивой. Этот
эстетический фактор, быть может, есть не что иное, как навязчивое стремление к
созданию упорядоченной формы, которое пронизывает игру во всех ее проявлениях.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153