Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Наказания, к которым эти суды приговаривали, были хотя и фарсовыми и
внеправо-выми. но достаточно жестокими: мазанье ворот дегтем, кошачьи концерты,
даже групповые изнасилования провинившихся. В ряде мест, например в городе
Рапперсвиль в швейцарском кантоне Санкт-Галлен, подобные суды могли встраиваться
в систему местной юрисдикции, приговаривать к штрафам и телесным наказаниям, и
эти приговоры подлежали обжалованию в местных обычных судах. Малый Совет --
муниципальный исполнительный орган в германоязычных городах Средневековья и
раннего Нового времени.
15* Согласно греческой легенде, некий Ликамб, житель острова Парос, просватал
свою дочь Необулу за Архилоха, а затем нарушил слово; в ответ поэт сочинил
дошедшее до нас стихотворение Необула и Ликамб. где обрушился с поношениями на
бывшую невесту и несостоявшегося тестя.
16* Труды и дни, поэма одного из древнейших (видимо, конец VIII в. -- начало VII
в. до н. э.) эллинских поэтов Гесиода, соперника (согласно легенде) самого
Гомера, представляет собой обширное, перебиваемое сведениями о крестьянском
труде, о природе и многом другом, моральное наставление, обращенное к младшему
брату Гесиода Персу. Тот после смерти их отца возбудил против старшего брата
судебное дело, подкупив судей, отсудил значительную часть наследства, но
промотал его. Гесиод же упорным трудом и заботами приумножил отцовское
достояние, и разорившийся Перс был вынужден обратиться к брату за помощью, а тот
сложил свою поэму для наставления блудного брата.
17* Публий Рутилий Руф, римский историк и философ-стоик, консул 105 г. до н. э"
легат (здесь: личный представитель отсутствующего должностного лица) проконсула
(наместника) провинции Азия (запад Малоазийского полуострова), в 94 г. до н.э.
пытался защитить жителей провинции от алчности откупщиков, но был сам обвинен
ими в вымогательстве, проиграл судебный процесс и удалился в изгнание в ту
провинцию, которой некогда управлял. По словам Цицерона, встречавшегося с
Рутилием Руфом в Смирне (совр. Измир в Турции), Рутилий на процессе только
излагал факты
355
Комментарии
и апеллировал к разуму судей, поддерживавший же обвинения откупщиков адвокат
произнес хоть и бессодержательную, но страстную речь -- и Рутилий Руф был
осужден.
V
1* См. примеч. 4* к гл. III.
2* См. Осень Средневековья (т. I настоящего издания), с. 76 и примеч. 5' к гл.
IV.
3* Хейзинга упоминает эпизод из так называемых Итальянских войн 1494--1559 гг.,
во время которых Франция пыталась овладеть некоторыми итальянскими
государствами. Главными противниками Франции выступали Священная Римская империя
и Испания. Во время похода на Неаполь французского короля Людовика XII в 1501--
1504 гг. Испания, однако, выступила в союзе с Францией. Вскоре после взятия
Неаполя в 1501 г. союзники перессорились. Конфликт, вспыхнувший около г.
Барлетта в Апулии (Южная Италия) на Адриатическом побережье, попытались
разрешить битвой-поединком с участием тринадцати человек с каждой стороны,
закончившимся победой выступавших на испанской стороне против французов
итальянцев. Это не погасило конфликт, в конечном счете испанцы поддержали
неаполитанцев, французы были разбиты и ушли из Италии.
4* Теория "тотальной войны", т. е. доктрина, признающая допустимым нанесение
любого ущерба противнику, в том числе массовое уничтожение мирного населения,
была выдвинута в 1935 г. генералом Эрихом Людендорфом, одним из ведущих
германских военачальников первой мировой войны, основателем и первым
руководителем (в 1919-- 1921 гг.) Национал-социалистической германской рабочей
(нацистской) партии.
5* Ордалия (среднелат. ordalia [только ми. ч.] от англосакс, ordeal -- "суд,
приговор") -- Божий суд, способ доказательства правоты одной из тяжущихся сторон
путем поединка, испытания огнем или кипящей водой и т, п. Предполагалось, что
Бог дарует правому знак его правоты: победу в сражении, быстрое заживление раны
от раскаленного железа или кипятка (у виновного рана должна нагноиться) и т. д.
6* -- греч. "подвиг", здесь имеется в виду единоборство перед сражением.
7* Приблизительно с 440--445 гг. священным городом арабов Меккой управляло племя
курейш, к которому принадлежал и пророк Мухаммед. Его начавшаяся с 610 г.
проповедь новой религии -- ислама -- была враждебно встречена большинством
курей-шитов, и он в 622 г. переехал с группой своих приверженцев в другой город,
Ясриб (переименованный позднее в Медину, от Мадинат-аль-Наби -- город пророка).
Некоторые сторонники Мухаммеда остались в Мекке, где подвергались
преследованиям. Переселенцы решили отомстить и захватить торговый караван
мекканцев, но те, узнав о предприятии мусульман, собрали большое войско и, хотя
каравану удалось избегнуть встречи с отрядом Мухаммеда, вознамерились напасть на
этот отряд. Сражение произошло в долине Бадр и началось с поединка трех
мусульман и трех курейшитов; первые победили, но один из них погиб;
последовавшая затем битва закончилась полной победой сторонников ислама.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153