Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Слово пайдиа вряд ли могло
служить для указания на более высокие формы игры: слишком уж неразрывно была
связана с ним мысль о детях. Более высокие формы игры находят поэтому свое
выражение в таких односторонне ограниченных терминах, как агон (агон) --
состязание, схоладзейн (схоладзейн) -- проводить досуг, диагоге (диагоге) --
буквально, препро-вождение. Поэтому от греков ускользнула возможность признать
то, что все эти понятия по существу объединяются в одном общем понятии, как это
ясно выражено в латинском ludus, а также и в новоевропейских
155 Homo ludens
языках. Отсюда та трудность, с которой столкнулись Платон и Аристотель, выясняя,
представляет ли музыка, и в какой степени, нечто большее, чем игру.
У Платона названное место далее гласит2:
О том, что не заключает в себе ни пользы, ни истины, ни какой-либо ценности как
подражание, но и не является вредоносным, лучше всего судить по степени
очарования, харис (харис), которое в нем заложено, и наслаждению, которое оно
дарит. Подобное удовольствие, которое не содержит в себе сколько-нибудь
достойных упоминания вреда или пользы, это и есть игра, пайдиа (пайдиа).
Заметим, что все это по-прежнему относится к музыкальному исполнению. -- Но в
музыке следует искать чего-то более высокого, чем таких наслаждений, и-, здесь
Платон идет далее, о чем речь будет несколько ниже. Аристотель говорит3, что
природу музыки определить нелегко, равно как и пользу, заложенную в знании
музыки. Не ради игры ли, пайдиа -- что можно было бы перевести здесь как
развлечение, -- и отдохновения люди желают музыки, подобно тому, как они желают
сна или питья, которые сами по себе также не могут быть названы ни важными, ни
серьезными (спудайа, спудайа), но приятными и изгоняющими заботы? Некоторые
потребляют музыку именно таким образом и к триаде , сон--питье--музыка добавляют
еще и танец. Или нам следует говорить, что музыка ведет к добродетели, поскольку
она, подобно тому как гимнастика делает здоровым тело, взращивает определенный
этос, то есть приучает нас к праведным наслаждениям? Или же, полагает
Аристотель, -- и это уже третья точка зрения - она содействует духовному
отдохновению, диагоге, и знанию, фронесис (фронесис) ?
Это диагоге в свете нашего изложения -- очень важное слово. Буквально оно
означает препровождение времени, но передавать его как времяпрепровождение
допустимо лишь в том случае, если находиться на позициях аристотелевского
противопоставления труда -- и свободного времени. Теперь, говорит Аристотель4,
многие занимаются музыкой только ради удовольствия, но в старину ее связывали с
воспитанием (пайдейа), ибо сама природа требует, чтобы мы могли не только хорошо
трудиться, но так же хорошо могли бы и пребывать в праздности5. Ибо это
(праздность) -- начало всего. Праздность предпочтительнее труда и есть цель,
телос (телос) последнего. Это обращение вспять обычного для нас представления
опять-таки следует понимать в свете непричастности к наемному труду,
естественной для свободного эллина и позволявшей ему посредством благородных и
формирующих его натуру занятий устремляться к своей жизненной цели (телос).
Вопрос поэтому в том, как именно тратить свободное время (схола). Не за игрою,
ибо тогда игра была бы нашей жизненной целью. Это невозможно (принимая во
внимание, что для Аристотеля пайдиа означает всего-навсего детскую игру,
развлечение). Игры служат лишь отдохновением от труда, вроде некоего снадобья:
они снимают душевное напряжение и успокаивают. Праздность же словно бы в себе
самой таит наслаждение, счастье и радость жизни. Именно это счастье -- то есть
более не стремиться к тому,
156 Глава Х
чего не имеешь, -- и есть жизненная цель, телос. Наслаждение, однако, не все
видят в одном и том же. Наилучшее наслаждение получают наи-лучшие люди с
наиболее благородными чаяниями. Поэтому ясно, что для препровождения свободного
времени6 следует в чем-то образовы-вать себя, чему-то учиться, а именно тем
вещам, которым люди учатся и которые взращивают в себе не из-за их необходимости
для работы, но ради себя самих. И поэтому предки причисляли музыку к пайдейа --
воспитанию, формированию, образованию -- как нечто, не являющееся необходимым
или полезным, подобно чтению и письму, и пригодное лишь для препровождения
свободного времени.
Вот изложение, в котором разграничительные линии между игрой и серьезностью, а
также критерии оценки того и другого, если мерить их нашими мерками, оказываются
значительно сдвинутыми. диагоге незаметно приобрело здесь значение
интеллектуального и эстетического занятия и удовольствия, которые приличествуют
свободному человеку. Детям, говорится там7, диагоге еще недоступно, ибо это
конечная цель, совершенство, а для еще не совершенных совершенное недостижимо.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153