Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

В их англосаксонской форме lac, lacan это означает,
помимо играть, прыгать, ритмично двигаться, также жертву, жертвоприношение,
вообще подарок, выражение благосклонности и даже щедрости. Исходный пункт здесь
лежит, вероятно, в понятии церемониального танца, связанного с обрядом
жертвоприношения, как это предполагал уже Гримм18. Особо указывают на это
ecgalac и sveorsalac [игра мечей], танец с мечами.
Прежде чем оставить языковое рассмотрение понятия игры, следует обсудить еще
некоторые особые случаи применения слов игрового значения в языке вообще. И в
первую очередь -- употребление слова играть применительно к музыкальным
инструментам. Мы уже сообщали, что арабское la'iba разделяет это значение с
некоторыми европейскими языками, и особенно германскими, которые уже в ранний
период ловкость в пользовании орудиями вообще обозначали словом играть^. Из
романских языков, кажется, только французский знает употребление jouer и jeu в
этом значении20, что могло бы указывать на то, что здесь сыграло свою роль
германское влияние. Греческий и латынь не знакомы с подобным употреблением,
тогда как оно характерно для некоторых славянских языков, -- в этих последних,
вероятно, благодаря заимство-
56
Глава II
ванию из немецкого. То, что speelman стало, в частности, обозначать музыканта,
не следует с этим связывать непосредственно: speelman прямо соответствует
понятию ioculator, jongleur, которое претерпевало сужение своего значения, с
одной стороны, до поэта-певца, с другой -- до музыканта и наконец -- до циркача,
орудовавшего ножами или мячами.
Совершенно очевидно, что наш дух склонен вовлекать музыку в сферу игры.
Музицирование несет в себе почти все формальные признаки игры: деятельность эта
протекает внутри особо ограниченного пространства, характеризуется
повторяемостью, основывается на порядке, ритме, чередовании и уводит и
слушателей, и исполнителей из сферы "обыденного" к тому ощущению радости, когда
даже скорбные звучания доставляют возвышенное наслаждение. Кажется само собой
разумеющимся всю музыку воспринимать как игру. Но стоит только принять во
внимание, что играть, равнозначное заниматься музыкой, никогда не относится к
пению, да и вообще употребимо в этом значении лишь в некоторых языках, как
становится более вероятным, что связующий момент между игрой и ловкостью в
пользовании музыкальными инструментами здесь надо искать в значении проворное,
искусное, правильное движение рук.
Далее следует сказать еще об одном приложении слова игра, настолько же широко
распространенном и настолько же очевидном, как сопоставление игры и борьбы, -- а
именно об игре в эротическом смысле. Вряд ли необходимо иллюстрировать
многочисленными примерами, с какой готовностью германские языки прибегают к
использованию слов игрового характера, придавая им эротическое значение.
Speelkind [дитя игры = внебрачный ребенок], aanspelen [заигрывать] -- о собаках,
minnespel [любовная игра] -- лишь некоторые из многих примеров. Верхненемецкие
laich, laichen, то есть икра, икрометание рыб, шведское leka, о птицах,
опять-таки представляют все то же laikan [играть], о котором мы говорили выше.
Санскритское kridati [играть] часто используется в эротическом смысле:
kridaratnam, жемчужина игр, означает соитие. Бейтендейк также называет любовную
игру чистейшим образцом всех игр, в котором яснее всего проявляются все игровые
признаки21. Здесь, однако, нужно учитывать и различия. Ведь, по всей видимости,
вовсе не чисто биологический акт спаривания как таковой склонен принимать за
игру наш языкотворческий ум. К самому акту не могут быть отнесены ни формальные,
ни функциональные признаки игры. Тогда как подготовка, или прелюдия, путь,
ведущий к нему, зачастую изобилует всевозможными игровыми моментами. Это
особенно характерно для случаев, когда представитель одного пола должен склонить
к спариванию представителя другого пола. Динамические элементы игры, о которых
говорит Бейтендейк: создание препятствий, неожиданные поступки, обманное
поведение, возникновение напряженных моментов -- все это входит во flirt и
wooing22 [ухаживание]. Однако в этих функциях еще нельзя увидеть законченную
картину игры в строгом смысле слова. Лишь в танцевальных па и брачном уборе птиц
проявляется явственный
57
Homo ludens
игровой элемент. Сами по себе любовные ласки с большой натяжкой могли бы
рассматриваться как элементы игрового характера, и мы пошли бы по ложному следу,
если бы еще и совокупление, как любовную игру, включили в категорию игры вообще.
Формальным признакам игры, насколько мы полагали необходимым их устанавливать,
биологический факт спаривания никак не удовлетворяет. Да и язык также, как
правило, проводит явственное различие между спариванием и любовными играми.
Слово spelen [играть] может употребляться в особом смысле для обозначения
любовных отношений, выходящих за рамки социальной нормы.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153