Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

до н. э. Большая часть завоеванного им на Востоке -- Сирия,
Месопотамия, Иранское нагорье, Средняя Азия -- досталась полководцу Александра
Се-левку. Держава Селевкидов оказалась тоже весьма недолговечной. Ок. 250 г. до
н. э. (хронология ненадежна) отпал наместник Бактрии (южные области современных
среднеазиатских государств и прилегающие районы Ирана и Афганистана) Диодот,
основавший так называемое Греко-Бактрийское царство. Его преемник Деметрий I (не
Менандр), правивший в начале II в. до н. э. (хронология и здесь неточна),
распространил свое господство ла Северо-Западную Индию, но во время одного из
походов потерял престол в Бактрии, захваченный неким Евкратидом, выходцем из
Селевкий-ской державы, а в индийских владениях Деметрия воцарился один из его
полководцев, Менандр (его владения историки назвали Греко-Индийским царством).
Это царство начало распадаться уже при ближайших преемниках Менандра, но обломки
его просуществовали до 50-х гг. I в. до н. э. Текст Вопросов Милииды (некоторые
историки, впрочем, сомневаются, тождественен ли царь Милинда вышеупомянутому
Ме-нандру) создан на рубеже II и I вв. до н. э. на пали, индийском языке,
сохранившемся только как язык буддийского канона. Говоря о буддизме на Юге и
Севере, Хей-зинга имеет в виду два течения в буддизме, обозначившиеся в I в. н.
э.: хинаяну ("малую колесницу" или, в иной интерпретации, "узкий путь") и
махаяну ("большую колесницу" или "широкий путь"). Сторонники первого течения
считают Будду образцом и идеалом поведения, но обычным человеком, отличным от
остальных тем, что он открыл путь спасения. Достижение нирваны
(трудноопределимого высшего
360
Homo ludens
состояния, характеризующегося прекращением всех желаний и разрывом цепи
перерождений) возможно, по учению хинаянистов, для каждого человека, но
исключительно путем личных усилий; достигший высшего совершенства и готовящийся
перейти в нирвану зовется в хинаяне архатом. В махаяне же Будда приобретает
черты высшего божества, спасителя мира; в деле достижения нирваны возможны
посредники -- бодхисатвы (личности, получившие, благодаря святой жизни,
возможность перейти в нирвану еще при земном существовании, но остающиеся в
миру, чтобы помочь верующим) и -- шире -- вообще духовенство, отсутствующее в
хинаяне. где признается лишь монашество, преданное только делу личного спасения.
В махаяне, в отличие от хинаяны, практикуется пышный культ Будды и бодхисатв.
Махаяна, распространенная в Китае, Японии, Вьетнаме, Монголии, именуется иногда
северным буддизмом, хииаяна -- в Шри-Ланке и Индокитае (кроме Вьетнама) --
южным.
18* Согласно созданному исландцем Снорри Стурлуссоном трактату Эдаа (в отличие
от сборника песен о богах и героях, называемого также Эдда или Старшая Эдда, это
сочинение обычно именуется Младшая Эдда или Снорриева Эдда), шведский конунг
Гюльви отправился в жилище богов Асгард (у Снорри боги оказываются также
великими царями, выходцами из гомеровской Трои). Придя туда, он увидел высокий
чертог (скорее всего, не на самом деле, а в видении: этот раздел Младший Эдды
так и называется Видение Гюльви. причем соответствующее древнескандинавское
слово можно перевести и как "обман", "морок"; так что предполагается, что на
Гюльви навели морок боги-асы), у дверей которого некий человек жонглировал
ножами. Гюльви назвал себя Ганглери (древнесканд. "усталый от пути") и попросил
ночлега. Человек ввел его в залу, где на трех тронах сидели трое, имена которых
-- Высокий (это одно из имен верховного бога О дина), Равновысокий (но его трон
выше) и Третий (его трон выше всех). Далее Гюльви-Ганглери начал задавать
вопросы об устройстве и судьбах мира, о богах и богинях и т. п., а Высокий (но
не только он: Равновысокий и Третий постоянно вмешивались в беседу) отвечал. Из
текста, однако, не явствует, что некто, приведший Гюльви в палату чертога, и
есть Высокий.
19* См. примеч. 13* к настоящей главе. Обмен репликами между Заратустрой и
Ахура-Маздой составляет содержание не всей Авесты, а в основном Гат. Один из
гимнов так и назван современными филологами -- Проповедь в форме вопросов.
20* Имеется в виду Швейцария второй половины XVIII в. -- первой четверти XIX в.,
где и когда жил основоположник теории начального образования в виде так
называемого "развивающего обучения" Иоганн Генрих Песталоцци.
21* Император Священной Римской империи и король Сицилии Фридрих II
Гогенштау-фен был чрезвычайно разносторонним человеком. Сипилия XIII в. (время
правления Фридриха II) была местом встречи разных культур ввиду множества
завоевателей и владетелей острова -- греков, римлян, византийцев, арабов,
выходцев из Нормандии, немцев, и двор Фридриха в столице Сицилии Палермо (он
любил Сицилию и сделал ее центром своих владений) был местом пребывания ученых
разных стран. Приглашал их сам император, живо интересовавшийся науками, знавший
множество языков включая арабский и весьма терпимо, чтобы не сказать равнодушно,
относившийся к вероисповедным различиям.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153