Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


Попытка исследовать нашу повседневную неразбериху на наличие в ней игрового
содержания всякий раз приводит нас к заключениям, которые противоречат друг
другу. В спорте следовало бы говорить о деятельности, осознаваемой и признанной
в качестве игры, но при этом доведенной до такой степени технической
организованности, материальной оснащенности и научного осмысления, что в
коллективном и публичном занятии ею возникает угроза потери самого духа игры.
Нынешней тенденции переходить от игрового к серьезному противостоят явления,
казалось бы, противоположного свойства. Определенные занятия, вызванные
материальным интересом, нуждою или потребностью и первоначально никак не
проявляющиеся в игровых формах, приобретают затем некие вторичные качества,
которые трудно назвать иначе, нежели игровыми. Значимость действий
ограничивается в них некоей замкнутой сферой, и распространяемые на них правила
теряют свою всеобщую приложимость. В случае спорта -- это игра, все более жест-
189
Homo Judens
кая в своей растущей серьезности, но при этом все так же считающаяся игрою; в
другом случае -- серьезное занятие, вырождающееся в игру, но продолжающее
считаться серьезным. Оба эти явления объединяет сильное агональное чувство,
которое по-прежнему правит миром, хотя и в иных формах, чем раньше.
В распространении этого агонального чувства, увлекающего мир в сторону игры,
присутствует чисто внешний фактор, в основе своей независимый от духа культуры,
а именно то, что сообщение между людьми во всех областях и с использованием
самых различных средств стало гораздо легче, чем раньше. Техника, публичность
информации, пропаганда во всем подталкивают к конкуренции и делают возможным
удовлетворение этого побуждения. Коммерческое соревнование не принадлежит к
области изначальных древних, священных игр. Оно появляется, когда торговля
начинает создавать зоны активности, внутри которых одни стараются одержать верх
над другими и вывести их из игры. Ограничительные правила, то есть обычаи
торговли, вскоре делаются в таких местах совершенно необходимыми. До
сравнительно поздних времен торговая конкуренция оставалась на достаточно
примитивном уровне. Лишь внедрение современных средств сообщения, коммерческой
рекламы и статистики делает ее интенсивной. Не могло не случиться, что понятие
рекорд, возникшее в спорте, завоевало себе место и в деловой жизни. Рекорд в его
нынешнем обиходном значении первоначально означал отметку, которую пришедший
первым конькобежец -- если не выходить из голландских понятий -- оставлял на
балке в трактире. Сравнительная статистика торговли и производства сделала этот
элемент спорта достоянием экономической и технической жизни. Всюду, где
промышленные достижения обнаруживают свою спортивную сторону, царит погоня за
рекордами: наибольшее водоизмещение почтового судна, голубая лента за самый
короткий по времени трансатлантический рейс. Чисто игровой элемент полностью
оттесняет здесь на задний план соображения пользы: серьезные вещи превращаются в
игру. Крупное предприятие сознательно внедряет в среду своего персонала
спортивный фактор, чтобы повысить производительность. Так процесс снова
обращается вспять: игра переходит в серьезное. На церемонии присвоения почетной
степени в Роттердамской высшей торговой школе доктор А. Ф. Филипс заявил
следующее: "Со времени моего вступления в ААО3* между техническим и коммерческим
руководством шло соревнование в борьбе за первенство. Один старался производить
столько, чтобы, как он полагал, коммерческое руководство не поспевало со сбытом,
другой же пытался продать столько, чтобы производство не могло угнаться за
сбытом, и это соревнование не утихало. То один был впереди, то другой одерживал
победу; ни мой брат, ни я никогда, собственно говоря, не рассматривали наше дело
как некую поставленную перед нами задачу, но скорее как спорт, навыки которого
мы старались привить нашим сотрудникам и младшему поколению".
190
Глава XII
Чтобы повысить этот дух конкуренции, крупные предприятия формируют собственные
спортивные общества и заходят даже столь далеко, что принимают людей на работу с
оглядкой на возможный состав футбольной команды, а не только по их
профессиональным способностям. Процесс вновь обращается вспять.
Не столь просто, как с агональным фактором в деловой жизни, обстоит дело с
игровым элементом в современном искусстве. Выше было показано, что игровой
элемент ни в коей мере не чужд самой сути и создания, и исполнения произведений
искусства. Он заявлял о себе чрезвычайно отчетливо в мусических искусствах, где
ярко выраженное игровое содержание можно прямо назвать основополагающим и
существенно важным. В пластических искусствах причастность игре оказывалась
присущей всему, что может быть названо украшением, то есть игровой фактор при
создании художественной формы прежде всего действует там, где дух и рука
наиболее свободны в своем движении.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153