Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Она присутствует в самых
разных культурах. Ее тема, как правило, -- мудрец, вопрошаемый одним или
несколькими мудрецами. Заратустра предстает таким образом пред шестьюдесятью
мудрецами царя Виштаспы13*. Соломон отвечает на вопросы царицы Савской14*. В
литературе брахманов нередок мотив, когда юный брахмачарин15*, явившись ко двору
царя, отвечает на вопросы или сам задает их и так из ученика делается учителем.
Едва ли требуется доказательство, что подобная форма самым тесным образом
примыкает к архаическому священному состязанию в загадках. Характерен в этом
отношении один из рассказов Махабхараты16. Блуждая по лесу, Панда-вы оказываются
у прекрасного пруда. Водяной не позволяет им напиться оттуда, покуда они не
ответят на его вопросы. Все, кто тем не менее пытаются попить, падают
бездыханными наземь. В конце концов Юд-хиштхира говорит, что готов ответить на
вопросы водяного. После этого начинается игра в вопросы и ответы, которая
великолепно иллюстрирует переход от космологической священной загадки к игре ума
и излагает чуть не все индийское учение об этических нормах.
Здраво рассуждая, религиозный диспут времен Реформации, такой, скажем, как между
Лютером и Цвингли в Марбурге в 1529 г. или между Теодором де Безом и его
коллегами -- с католическими прелатами в Пуасси в 1561 г., прямо продолжает
старый, священный обычай16*.
Милиндапаньха -- иными словами, Вопросы Менандра -- это рукопись на пали,
вероятно, составленная в начале нашего тысячелетия, которая, хотя и не входит в
число канонических, высоко почитается буддистами как на Юге, так и на Севере.
Она приводит беседы царя Менандра, во II в. до Р. X. распространившего
господство греков на Бак-
116 Глава VI
трию, с великим архатом Нагасеной17*. По содержанию и направленно-ти это чисто
религиозно-философское произведение, но по форме и тону оно совершенно отчетливо
перекликается с состязанием в загадках. Само начало беседы вполне типично. "Царь
сказал:
-- Почтеннейший Нагасена, не желаешь ли ты вступить со мною в беседу?
-- Когда Ваше Величество желает беседовать со мною, как то делают мудрецы,
вступая в беседу друг с другом, тогда я желаю; если же Ты будешь говорить со
мною, как разговаривают цари, то я не согласен.
-- А как беседуют мудрецы, почтеннейший Нагасена? Следует объяснение:
-- Мудрецы не выходят из себя, когда их ставят в тупик, цари же гневаются".
Тогда царь дает согласие беседовать с ним на равных -- совсем как в игре,
получившей название gaber у Франциска Анжуйского. В беседе принимают участие
также придворные мудрецы. Пятьсот yonaka, то есть ионийцев, греков, и
восемьдесят тысяч монахов образуют публику. Нагасена ставит "вопрос в двух
остриях, глубокий смыслом, трудно распутываемый, крепче любого узла", и царские
мудрецы жалуются, что он терзает их каверзными вопросами, еретическими по духу.
Это и вправду то и дело типичнейшие дилеммы, которые Нагасена предлагает
вниманию царя, торжествуя и с вызовом: "А ну-ка догадайтесь, Ваше Величество!"
Таким образом перед нами проходят в сократической форме основные вопросы учения
буддизма, изложенного в философски простых формулировках.
К жанру религиозных диспутов в форме вопросов и ответов принадлежит в конечном
счете и трактат Gylfaginning [Видение Гюльви] из Эд-ды Снорри. Ганглери
пускается в состоящий из вопросов и ответов разговор с Харом (Высоким), после
того как тот вначале привлек внимание конунга Гюльви тем, что жонглировал семью
мечами18*.
Последовательные переходы устанавливают связь между священным поединком в
загадках о происхождении вещей и состязанием в каверзных вопросах о чести, жизни
и благе -- с богословско-философским диспутом. К этой же линии примыкают и
другие диалогические формы, такие, как ритуальное славословие и катехизис. Нигде
эти формы не сочетаются и не переплетаются столь сильно, как в Алесте, где
учение излагается главным образом в виде обмена вопросами и ответами меж-ду
Заратустрой и Ахура Маздой19*. Ясны, литургические тексты ритуала
жертвоприношения, несут на себе еще немало следов примитивной игровой формы.
Типично богословские вопросы относительно учения, об-раза жизни и ритуала
постоянно чередуются с древними космогоническими вопросами, как например в Ясне,
4417. Каждый стих начинается восклицанием Заратустры: "Об этом я вопрошаю Вас,
ответствуйте же как есть, о Ахура", а затем один за другим следуют вопросы,
начинающиеся так: "Кто есть тот, который..." или "Уж не мы ли...", "Кто подпер
117 Homo ludens
землю снизу и воздух так, чтобы они не упали...", "Кто сочетал скорость -- с
облаками и ветром?", "Кто сотворил благодатный свет и мрак... сон и явь?" И
затем, ближе к завершению, примечательный вопрос, который свидетельствует о том,
что мы и в самом деле сталкиваемся здесь с пережитком древних состязаний в
загадках. "А теперь вопрошаю я Вас... обрету ль я награду, десять кобыл, жеребца
и верблюда, коих, о Мазда, мне посулили?" Вопросы же, чисто катехизисные по
типу, касаются происхождения и характера благочестия, различения добра и зла,
всевозможных сторон непорочности, противодействия злому духу и т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153