Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Заключительная строка
называется в яванском языке djawab -- ответ, разрешение. Итак, очевидно, что все
это было игрой-загадкой, прежде чем стало общеупотреби-
124 Глава VII
тельной поэтической формой. Зерно разгадки заключено в намеке, его внушает
рифмованное созвучие6.
Родственно близка пантуну, без сомнения, японская поэтическая форма, обычно
называемая хайку, в своем современном виде -- ма-ленькое стихотворение из трех
строк по пять, семь и пять слогов соответственно. Обычно оно передает лишь
тонкое впечатление, навеянное картинами из жизни растений, животных, людей,
природы, порой с налетом лирической печали или ностальгической грусти, порой с
оттенком легчайшего юмора. Вот два примера.
1"Что за тревоги
на сердце! Пусть бы ушли
в веянье ивы".2"Кимоно сохнут
на солнце. О, рукавчик
умершей крохи!"


Первоначально хайку тоже, по-видимому, было игрою с цепочкою рифм, где один
начинал, а другой должен был продолжать7.
Характерную форму игровой поэзии мы находим в сохраняющемся у финнов обычае
чтения Калевалы, когда два певца, сидя на скамье друг против друга и взявшись за
руки, раскачиваясь взад-вперед, соревнуются в произнесении строф. Подобный
обычай описывается уже в древне-норвежских сагах8.
Стихосложение как общественная игра, с намерением, о котором едва ли можно
сказать, что оно направлено на порождение прекрасного, встречается всюду и в
разнообразнейших формах. При этом редко отсутствует элемент состязания, что
сказывается в поочередности пения, в поэтическом споре, поэтическом турнире, с
одной стороны, с другой -- в импровизации как способе освободиться от того или
иного запрета. Бросается в глаза, что последнее очень близко к мотиву загадки
Сфинкса, о чем шла уже речь выше.
Богатое развитие всех этих форм обнаруживается в Восточной Азии. В своей тонкой
и остроумной интерпретации и реконструкции древнекитайских текстов Гране дал
обильные примеры хоров с чередованием вопрошающе-отвечающих строф; эти
исполнявшиеся юношами и девушками хоры звучали в древнем Китае на праздниках,
посвященных смене времен года. Наблюдая этот все еще живой обычай в Аннаме,
Нгуэн Ван Хуэн мог зафиксировать его в своей работе, уже упоминавшейся нами по
другому поводу. Иногда при этом поэтическая аргументация -- дабы добиться любви
-- строится на веренице пословиц, которые тогда как неоспоримые свидетельства
подкрепляют доводы. Совершенно та же форма: доказательство, где каждый куплет
заканчивается пословицей, -- применялась во французских Debats XV столетия13*.
Если поставить теперь по одну сторону праздничные песни в защиту любви, как они
встречаются в поэтической форме в китайской литера-туре и в аннамитской народной
жизни, а по другую сторону -- древне-арабские состязания в хуле и хвастовстве,
называемые mofakhara и monafara и полные оскорблений и клеветы, а также
барабанные поедин-ки у эскимосов, которые заменяли им судопроизводство,
становится яс-
125 Homo ludens
но, что в этом ряду находится место и для придворного Cour d'amour времен
трубадуров. После того как был справедливо отвергнут старый тезис, по которому
сама поэзия трубадуров выводилась из практики таких Судов любви и объяснялась
ею, в романской филологии остался спорный вопрос, действительно ли эти Cours
d'amour существовали реально или же их следует рассматривать скорее как
литературный вымысел14*. Многие склонялись к последнему, но, без сомнения,
заходили в этом чересчур далеко9. Суд любви как поэтическая игра в правосудие, с
ее определенно положительной практической ценностью, так же хорошо отвечает
нравам Лангедока XII в., как и обычаям Дальнего Востока и Крайнего Севера. В
целом сфера действия во всех этих случаях одна и та же. Здесь речь идет о
принимающем игровую форму исключительно полемико-казуистическом обращении с
вопросами любовного характера. Также и эскимосы били в барабаны большей частью
по случаям, связанным с женщинами. Любовная дилемма и катехизис любви составляют
предмет рассмотрения, цель которого -- защита репутации, означающей не что иное,
как честь. С наивозможной достоверностью воспроизводится судопроизводство с
выведением доказательств из аналогий и прецедентов. Из жанров поэзии трубадуров
castiamen -- жалоба, tenzone -- прение, partimen -- поочередное пение, joc
partit10 -- игра в вопросы и ответы находятся в самой тесной связи с песнями в
защиту любви. В начале всего этого стоит не собственно судопроизводство, но
древнейший поединок ради чести в делах любви.
В свете игровой культуры на агональной основе следует рассматривать и другие
формы поэтической игры. Скажем, задача может состоять в том, чтобы найти выход
из затруднительного положения с помощью стихотворной импровизации. Здесь опять
же вопрос не в том, сопровождала ли подобная практика в какой-либо период
истории культуры трезвую жизнь будней.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153