Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Агонистический момент
при этом неминуемо выступает явно на первый план. Стремление победить противника
словом превращается в некий спорт, во многих отношениях стоящий в одном ряду с
вооруженной схваткой. Распространение древнейшей, кровавой формы турнира --
группового, с участием выходцев из разных частей страны, или индивидуального
поединка рыцарей, странствующих в поисках противника, -- странным образом
совпадает с тем злом, на которое жалуется Петр Дамиани26*: появлением спорщиков,
которые (подобно греческим софистам) бродят повсюду, восхваляя свое искусство и
торжествуя свою очередную победу. В школах XII в. процветают бурные словесные
состязания, с клеветою и поношениями. Церковные авторы оставили нам беглые
зарисовки школьного обучения, гдe бросается в глаза игра издевок и остроумия.
Все норовят провести друг друга тысячами словесных фокусов и уловок, расставляют
ловушки и сети из слогов и слов. Почитатели прославленных мастеров буквально
охотятся за своими кумирами, хвастаясь затем, что видели их и следовали за
ними34. Те же зарабатывают немалые деньги, совсем как в прежние времена
греческие софисты. Росцелин в злой инвективе рису-ет нам Абеляра,
пересчитывающего по вечерам деньги, которые прино-сят ему ежедневно его лживые
поучения, и тратящего их затем на бес-
151 Homo ludens
путства. Абеляр и сам признается, что брался за подобные занятия ради денег и
что немало так зарабатывал. В одном споре он, будучи подстрекаем товарищами, в
виде кунштюка., берется толковать Священное Писание, тогда как до этого
преподавал только физику -- то есть философию35. Уже давно отдал он предпочтение
оружию диалектики перед оружием войны, странствуя в тех краях, где процветало
ораторское искусство, пока "не разбил военный лагерь своей школы" на холме Св.
Женевьевы, дабы "держать в осаде" своего соперника, занявшего Парижскую
кафедру36 27*. Подобные же черты смешения сфер красноречия, войны и игры мы
находим и в ученых состязаниях мусульманских богословов37.
В течение всего периода развития Схоластики и Университета аго-нальный элемент
занимает видное место настолько, насколько это возможно. Длительное увлечение
проблемой универсалий как центральной темой философских дискуссий, участники
которых делились на реалистов и номиналистов, несомненно, связано с изначальной
потребностью людей образовывать разные партии при обсуждении спорных вопросов,
что в высшей степени характерно для всякой культуры в периоды ее духовного
роста. Вся деятельность средневекового университета облекалась в игровые формы.
Непрерывные диспуты, этот непременный способ устного общения ученой братии,
пышно расцветавшие университетские церемонии, обычай группироваться в
nationes28*, раскол по направлениям всевозможного рода -- все эти явления так
или иначе оказываются в сфере состязания и действия игровых правил. Эразм все
еще ясно ощущал эту взаимосвязь, когда в письме к своему упорному оппоненту
Ноэлю Бедье жаловался на узость, с которой школа считается только с тем, что
дали предшественники, а при столкновении мнений исходит лишь из уже
утвердившихся положений. "По моему разумению, в школе вовсе не следует делать
таких вещей, к коим прибегают при игре в осаду замка29*, в карты и в кости. Ибо
там ясно, что при отсутствии согласия в правилах никакой игры не получится.
Касательно же научных доводов, нельзя почитать за что-то неслыханное или
опасное, если кем-нибудь будет затронуто что-либо новое..."38.
Наука, включая и философию, полемична по самой своей природе, а полемическое
неотделимо от агонального. В эпохи, когда в мир вторгается новое, агональный
фактор, как правило, выходит явно на первый план. Так было, например, в XVII в.,
когда естественные науки достигли блестящего расцвета и завоевывали все новые
территории, затрагивая тем самым и влияние Античности, и авторитет веры. И
всякий раз люди собираются в лагери или партии. Одни -- картезианцы, другие
решительно против этой доктрины; одни придерживаются Anciens, другие примыкают к
Modernes, выступают, в том числе и далеко за пределами ученого круга, за или
против Ньютона, за или против сплющенности земного шара, прививок и т.д. и
т.п.30* Век XVIII, с его оживленным ду-ховным общением, за ограниченностью
средств еще не перешедшим в
152 Глава IX
хаотическое изобилие, неминуемо должен был стать эпохой преимуще-ственно
чернильных баталий. Последние - вместе с музыкой, парика-
ми, фривольным рационализмом, грациозностью Рококо и очарованием салонов -
черезвычайно активно участвовали в формировании того все-общего игрового
характера, который у XVIII в.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153