Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Тому, кто
удовлетворится этим метафизическим утверждением, нет нужды читать эту книгу. По
мне же, оно не дает никаких оснований уклониться от попыток различать игру как
особый фактор во всем, что есть в этом мире. С давних пор я все более
определенно шел к убеждению, что человеческая культура возникает и
разворачивается в игре, как игра. Следы этих воззрений можно встретить в моих
работах начиная с 1903 г. При вступлении в должность ректора Лейденского
университета в 1933 г. я посвятил этой теме инаугурацион-ную речь под названием:
Over de grenzen van spel en ernst in de cultuur1 [О границах игры и серьезности
в культуре]. Когда я впоследствии дважды ее перерабатывал -- сначала для
научного сообщения в Цюрихе и Вене (1934 г.), а потом для выступления в Лондоне
(1937 г.), я озаглавливал ее соответственно Das Spielelement der Kultur и The
Play Element of Culture [Игровой элемент культуры]. В обоих случаях мои любезные
хо-
____________
* Homo ludens. Proeve eener bepaling van het spel-element der cultuur. H. D.
Tjeenk Wil-link & Zoon N. V., 1940. (Huiziga J. Veizamelde Werken. VII. H. D.
Tjeenk Willink & Zoon N. V. Haarlem, 1950. P. 26-246).
19
Homo ludens
зяева исправляли: in der Kultur, in Culture [в культуре] -- и всякий раз я
вычеркивал предлог и восстанавливал форму родительного падежа. Ибо для меня
вопрос был вовсе не в том, какое место занимает игра среди прочих явлений
культуры, но в том, насколько самой культуре присущ игровой характер. Моей целью
было -- так же дело обстоит и с этим пространным исследованием -- сделать
понятие игры, насколько я смогу его выразить, частью понятия культуры в целом.
Игра понимается здесь как явление культуры, а не -- или во всяком случае не в
первую очередь -- как биологическая функция и рассматривается в рамках научного
мышления в приложении к изучению культуры. Читатель заметит, что от
психологической интерпретации игры, сколь важной такая интерпретация ни являлась
бы, я стараюсь воздерживаться; он также заметит, что я лишь в весьма
ограниченной степени прибегаю к этнологическим понятиям и толкованиям, даже если
мне приходится обращаться к фактам народной жизни и народных обычаев. Термин
магический, например, встречается лишь однажды, термин ма-на2* и подобные ему не
употребляются вовсе. Если свести мою аргументацию к нескольким положениям, то
одно из них будет гласить, что этнология и родственные ей отрасли знания
прибегают к понятию игры в весьма незначительной степени. Как бы то ни было,
повсеместно употребляемая терминология по отношению к игре кажется мне далеко не
достаточной. Мне давно уже требовалось прилагательное от слова spel [игра],
которое просто-напросто выражало бы "то, что относится к игре или к процессу
игры". Speelsch [игривый\ здесь не подходит из-за специфического смыслового
оттенка. Да позволено мне будет поэтому ввести слово ludiek. Хотя предлагаемая
форма в латыни отсутствует, во французском термин ludique [игровой] встречается
в работах по психологии.
Предавая гласности это мое исследование, я испытываю опасения, что несмотря на
труд, который был сюда вложен, многие увидят здесь лишь недостаточно
документированную импровизацию. Но таков уж удел того, кто захочет обсуждать
проблемы культуры, всякий раз будучи вынужден вторгаться в области, сведения о
которых у него недостаточны. Заранее заполнить все пробелы в знании материала
было для меня задачей невыполнимой, и я нашел удобный выход из положения в том,
что всю ответственность за детали переложил на цитируемые мною источники. Теперь
дело сводилось к следующему: написать или не написать. О том, что было так
дорого моему сердцу. И я все-таки написал.
Лейден, 15 июня 1938 г.



I
ХАРАКТЕР И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ КАК ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Игра старше культуры, ибо понятие культуры, сколь неудовлетворительно его ни
описывали бы, в любом случае предполагает человеческое сообщество, тогда как
животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть. Да,
можно со всей решительностью заявить, что человеческая цивилизация не добавила
никакого сколько-нибудь существенного признака в понятие игры вообще. Животные
играют -- точно так же, как люди. Все основные черты игры уже воплощены в играх
животных. Стоит лишь понаблюдать, как резвятся щенята, чтобы в их веселой возне
приметить все эти особенности. Они побуждают друг друга к игре посредством
особого рода церемониала поз и движений. Они соблюдают правило не прокусить друг
другу ухо. Они притворяются, что до крайности обозлены. И самое главное: все это
они явно воспринимают как в высшей степени шуточное занятие и испытывают при
этом огромное удовольствие. Щенячьи игры и шалости -- лишь один из самых простых
видов тех игр, которые бытуют среди животных. Есть у них игры и гораздо более
высокие и изощренные по своему содержанию: подлинные состязания и великолепные
представления для окружающих.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153