Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


Мы не хотели бы здесь углубляться в пространный вопрос, в какой степени наши
речевые средства в основе своей носят характер игровых правил, то есть значимы
лишь в тех интеллектуальных границах, кото-рые мы признаем в качестве
обязательных. Всегда ли в логике вообще и в силлогизме в особенности в игру
вступает некое молчаливое соглаше-ние о том, что действенности терминов и
понятий следует придержи-ваться здесь точно так же, как это имеет место для
шахматных фигур и
149 Homo ludens
полей шахматной доски? Пусть кто-нибудь ответит на этот вопрос. Мы же
ограничимся беглым обзором фактических качеств игры в практике диспутов и
декламации более позднего времени по сравнению с эпохой греческой цивилизации.
Особой обстоятельности здесь не требуется поскольку явление это постоянно вновь
воспроизводится в весьма схожих формах, а также и потому, что в своем развитии в
западной культуре оно в самой высокой степени продолжает сохранять зависимость
от греческого образца.
Квинтилиан принес теоретические положения риторики и декламации в латинскую
литературу. В эпоху Римской империи практика диспутов и словесных парадов не
ограничивалась рамками школы. Ритор Дион Хрисостом19* рассказывает нам об
уличных философах, своего рода деклассированных софистах, морочивших голову
рабам и людям морского занятия мешаниной из пустой болтовни, побасенок и плоских
острот. Сюда, возможно, просачивалась и бунтарская пропаганда, судя по декрету
Веспасиана, по которому из Рима были изгнаны все философы20*. И снова серьезные
умы вынуждены были предостерегать от переоценки привлекательности софизмов,
отдельные примеры которых были постоянно в ходу. Августин говорит о пагубной
страсти к слово-прениям и ребяческой манере при всех, напоказ, втягивать в них
противника30. Остроты вроде следующей: "У тебя есть рога, -- ты же не терял
рогов, значит, они все еще у тебя"31, -- пользуются широким и неизменным успехом
в литературе схоластики. Очевидно, было не так уж легко заметить логическую
ошибку, делавшую такие остроты весьма ловкой шуткой.
Переход вестготов из арианства в католицизм был отмечен официальным богословским
турниром между представителями высшего духовенства с обеих сторон в Толедо в 589
г.21*. Весьма выразительный пример спортивного характера мудрствования во
времена раннего Средневековья дает нам рассказ о Герберте, будущем папе
Сильвестре II, и его противнике Ортрике Магдебургском, встретившихся при дворе
императора Отгона II в Равенне в 980 г.32 22*. Соборный схоласт Ортрик завидовал
славе Герберта и послал своего человека в Реймс тайно слушать его поучения, дабы
в конце концов поймать его на каком-нибудь неверном суждении. Лазутчик превратно
понимает Герберта и доносит двору, что, по его мнению, он услышал. В следующем
году император призывает обоих ученых мужей в Равенну, чтобы устроить между ними
ученый спор перед самой почетной аудиторией, пока день не придет к концу и не
иссякнет внимание слушателей. Центральный пункт диспута следующий: Ортрик
упрекает противника в том, что тот назвал математику областью физики33 23*. На
самом же деле Герберт называл ее наравне и одновременно с последней.
Стоило бы как-нибудь проследить, не было ли в так называемом Каро-лингском
возрождении, этом пышном насаждении учености, поэзии и благочестия, участники
которого украшали себя классическими и библейскими
150
Глава IX
именами: Алкуин звался Горацием, Ангильберт -- Гомером, сам Карл -- Давидом; не
было ли собственно игровое качество здесь самым существен-ным. Придворная
культура сама по себе особенно восприимчива к игровым формам. Круг ее по
необходимости узок и замкнут. Уже само почитание
монаршего величества обязывает придерживаться всевозможных правил и фикций. В
Academia Palatina [Палатинской академии] Карла Великого, воплощавшей
провозглашенный идеал Athenae novae [Новых Афин], невзирая на благочестивые
намерения, царило настроение благородной забавы24*. Там состязались в искусстве
версификации и в обоюдных насмешках. Стремление к классическому изяществу не
исключало при этом определенных черт примитивности. "Что есть письменность?" --
спрашивает юный Пипин, сын Карла, и Алкуин отвечает: "Хранительница науки". --
"Что есть слово? -- Разглашатель мысли. -- Кто породил слово? -- Язык. -- Что
есть язык? -- Бич воздуха. -- Что есть воздух? -- Хранитель жизни. -- Что есть
жизнь? -- Радость счастливых, горе несчастных, ожидание смерти. -- Что есть
человек? -- Раб смерти, гость в уголке Земли, путник, который проходит мимо"25*.
Все это звучит далеко не ново. Здесь опять-таки приходят на память игры в
вопросы-ответы, состязания в загадывании загадок, ответы в древне-норвежских
кеннингах, короче говоря, все те черты игр-мудрствований, которые мы ранее
отмечали в Индии Вед, у арабов, у скандинавов.
Когда к концу XI в. п

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153