Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

А ведь
именно этот элемент и определяет сущность игры. В игре мы имеем дело с тотчас же
узнаваемой каждым абсолютно первичной жизненной категорией, с некоей
тотальностью, если вообще существует что-нибудь заслуживающее этого имени. В
этой ее целостности и должны мы попытаться понять игру и дать ей оценку.
Реальность, именуемая Игрой, ощутимая каждым, простирается нераздельно и на
животный мир, и на мир человеческий. Следовательно, она не может быть обоснована
никакими рациональными связями, ибо укорененность в рассудке означала бы, что
пределы ее -- мир человеческий. Существование игры не связано ни с какой-либо
ступенью культуры, ни с какой-либо формой мировоззрения. Каждое мыслящее
существо в состоянии тотчас же возыметь перед глазами эту реальность: игру,
участие в игре -- как нечто самостоятельное, самодовлеющее, даже если в его
языке нет слова, обобщенно обозначающего это понятие. Игру нельзя отрицать.
Можно отрицать почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, Бога.
Можно отрицать серьезность. Игру -- нельзя.
Но вместе с игрою, хотят того или нет, признают и дух. Ибо игра, какова бы ни
была ее сущность, не есть нечто материальное. Уже в мире животных она вырывается
за границы физического существования. С точки зрения мира, мыслимого как
детерминированный, то есть как чисто силовое взаимодействие, игра есть в полном
смысле слова superabundans, нечто избыточное. Лишь через вторжение духа, который
сводит на нет эту безусловную детерминированность, наличие игры становится
возможным, мыслимым, постижимым. Существование игры непрерывно утверждает, и
именно в высшем смысле, сверхлогический характер нашего положения в космосе.
Животные могут играть, следовательно, они суть уже нечто большее, нежели
механизмы. Мы играем и знаем, что мы играем, следовательно, мы суть нечто
большее, нежели всего только разумные существа, ибо игра неразумна.
Обратив свой взгляд на функцию игры не в жизни животных и не в жизни детей, но в
культуре, мы вправе подойти к понятию игры там,
23
Homo ludens
где биология и психология его не затрагивают. Игра, в культуре, предстанет тогда
как некая заданная величина, предшествующая самой культуре, сопровождающая и
пронизывающая ее от истоков вплоть до той фазы культуры, которую в данный момент
переживает сам наблюдатель. Он всюду обнаруживает присутствие игры как
определенной особенности или качества поведения, отличного от обыденного
поведения в жизни. Он может оставить без внимания, насколько удается научному
анализу выразить это качество в количественных соотношениях. Дело здесь для него
именно в этом качестве, в том, насколько оно присуще той жизненной форме,
которую он именует игрою. Игра как некая форма деятельности, форма, наделенная
смыслом, и как социальная функция -- вот предмет его интереса. Он больше не ищет
естественных побуждений, которые предопределяют игру вообще, но рассматривает
игру в ее многообразных конкретных формах и подходит к ней как к социальной
структуре. Он пытается понять игру так, как воспринимает ее сам играющий, в ее
первичном значении. Если он придет к выводу, что игра основывается на обращении
с определенными образами, на некоем образном претворении действительности, тогда
он прежде всего попытается понять ценность и значение самих этих образов и этого
претворения в образы. Он захочет понаблюдать за тем, как они проявляются в самой
игре, и тем самым попытаться понять игру как фактор культурной жизни.
Наиболее заметные первоначальные проявления общественной деятельности человека
все уже пронизаны игрою. Возьмем язык, это первейшее и высшее орудие, которое
человек формирует, чтобы иметь возможность сообщать, обучать, править. Язык,
посредством которого человек различает, определяет, устанавливает, короче
говоря, именует, то есть возвышает вещи до сферы духа. Играя, речетворящий дух
то и дело перескакивает из области вещественного в область мысли. Всякое
абстрактное выражение есть речевой образ, всякий речевой образ есть не что иное,
как игра слов. Так человечество все снова и снова творит свое выражение бытия,
второй, вымышленный мир рядом с миром природы. Или обратимся к мифу, который
тоже есть образное претворение бытия, только более подробно разработанное, чем
отдельное слово. С помощью мифа люди пытаются объяснить земное, помещая
основание человеческих деяний в область божественного. В каждом из тех
причудливых образов, в которые миф облекает все сущее, изобретательный дух
играет на грани шутливого и серьезного. Возьмем, наконец, культ. Раннее общество
совершает свои священнодействия, которые служат ему залогом благополучия мира,
свои освящения, свои жертвоприношения, свои мистерии -- в ходе чистой игры в
самом прямом смысле этого слова.
В мифе и культе зачинаются, однако, великие движущие силы культурной жизни:
право и порядок, общение и предпринимательство, ремесло и искусство, поэзия,
ученость, наука.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153