Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Кто не ловил себя снова и снова на том, что вслух и вполне серьезно
обращается к какому-нибудь неодушевленному предмету, скажем, к упрямой запонке,
чисто по-человечески приписывая ей нежелание повиноваться и осыпая ее упреками
за поведение, заслуживающее всяческого осуждения? Но, делая это, мы же не
исповедуем веру в запонку как в некое существо или хотя бы идею. Мы входим, хотя
не по собственной инициативе, в состояние игры. Если постоянно проявляющаяся
духовная склонность смотреть на вещи, с которыми человек соприкасается в своей
жизни, как на некие персонажи и в самом деле коренится в игровом поведении,
возникает важный вопрос, которого мы едва лишь коснемся. Игровое поведение
должно было существовать еще до того, как возникла человеческая культура или
способность говорить и выражать себя. Почва для персонифицирующего воображения
имелась- уже с самых ранних времен. Этнология и исследование религий научили нас
тому, что воплощение в образах животных мира богов и духов является одним из
важнейших элементов первобытных или архаических верований. Териоморфное
воображение лежит в основе всего того, что мы зовем тотемизмом. Пара
прародителей племени суть кенгуру или черепахи. О нем говорит и распространенное
во всем мире представление о versipellis, человеке, который принимает на время
облик животного, как например оборотень. Об этом же говорят и метаморфозы Зевса
ради обладания Европой, Ледой9* и пр., наконец -- контаминация человеческих и
звериных форм в египетском пантеоне. Во всех этих случаях мы имеем дело с
фантастическим утаиванием человеческого в животном. Не следует ни на мгновение
сомневаться в том, что такое священное представление о животном для дикаря
совершенно серьезно. Подобно ребенку, он так же слабо проводит границу между
человеком и животным. И все же, надевая страшную звериную маску и выступая в
виде животного, в глубине души он сознает все это намного лучше ребенка.
Единственной интерпретацией, с помощью которой мы, уже-не-совсем-дикари, можем
попытаться хоть как-то представить себе его духовное состояние, будет то, что у
дикаря духовная сфера игры, как мы видим это и у ребенка, охватывает еще все его
существо -- от самых священных волнений до чисто Детского удовольствия.
Осмелимся предположить, что териоморфный фактор в культе, мифологии и
религиозном учении можно понять лучше всего, если исходить из игрового поведения
человека.
Еще более глубокий вопрос, к которому приводит нас рассмотрение персонификации и
аллегории, заключается в следующем. Полностью ли Расстались философия и
психология нашего времени с таким выразительным средством, как аллегория? Не
проникает ли то и дело этот древний прием в терминологию, с помощью которой
присваиваются названия душевным состояниям и психическим импульсам? Да и
существует ли вообще метафорический, фигуральный язык без аллегории?
139 Homo ludens
Элементы и средства поэзии, вообще говоря, лучше всего постижимы как игровые
функции. Зачем располагать слова в соответствии с ритмом, метром и рифмой? Тот,
кто говорит, что ради красоты или же в увлеченности, делает не что иное, как
переводит вопрос в сферу еще более недоступную. Тот же, кто скажет, что стихи
слагают, чтобы участвовать в совместной игре, попадет в самую суть. Размеренное
слово возникает только в совместной игре, только там оно обладает своей функцией
и своей ценностью, которые утрачивает по мере того, как совместная игра теряет
характер культа, торжества или праздника. Рифма фразовый параллелизм, двустишие
имеют смысл только в извечных игровых фигурах удара и контрудара, подъема и
спада, вопроса и ответа загадки и ее разрешения. В своих истоках они неразрывно
связаны с началами пения, музыки и танца, все они включены в изначальную функцию
игры. Все, что в поэзии с течением времени получает сознательное признание как
неотъемлемые ее качества: красота, магическая сила, причастность священному, --
первоначально все еще подчиняется первородным свойствам игры.
Из основных жанров, которые мы, по бессмертному греческому образцу, различаем в
поэзии, лирика в наибольшей степени пребывает в первоначальной сфере игры.
Лирику следует брать здесь в очень широком смысле, не только как обозначение
жанра как такового, но также как слово, определяющее вообще поэтическое
настроение и его выражение, где бы и как бы оно ни проявлялось, -- так что все,
отмеченное восторгом, по сути попадает в круг лирики. Лирическое начало отстоит
дальше всего от логического, ближе всего оно к танцу и к музыке. Лирическим
является язык мистических построений, вещаний .оракула, колдовских заклинаний.
Поэт испытывает тогда сильнейшее чувство приходящего к нему извне вдохновения.
Здесь он наиболее приближается к наивысшей мудрости -- но и к бессмыслице.
Полный отказ от разумного смысла -- уже характерный признак языка жрецов и
оракулов у первобытных народов, языка, порою впадающего в совершеннейшую
бессмыслицу.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153