Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Это
действительно игра народного духа, но в более глубоком смысле, чем готов был
принять Отто Гирке, и полная серьезного значения. Так, например, по правовым
обычаям древних германцев, границу марки или земельного надела подчас
устанавливали метанием топора или состязанием в беге. Или, скажем, обладание
неким правом определялось тем, что кому-либо завязывали глаза и он касался то ли
какого-нибудь предмета, то ли самого человека; брали также яйцо и катали его или
вращали. Все это случаи, когда для определения права нужно помериться силами или
сыграть на удачу. В арабском языке слово qara', то есть заклад, образовано от
корня, означающего бросание жребия либо выигрыш при бросании жребия или стрельбе
в цель.
Разумеется, не случайно состязание занимает особо важное место при выборе жениха
или невесты. За английским словом wedding, то есть заключение брака, стоит столь
же далеко уходящая в глубь времен история культуры и права, как и за
соответствующим нидерландским словом bruiloft. Первое говорит о wedde,
символическом залоге в знак соблюдения взятых на себя обязательств17. Bruiloft
свидетельствует о беге [loop], состязании (wedloop] ради невесты, что могло
означать испытание, или одно из испытаний, от которого зависело вступление в
силу таких обязательств18. Данаиды были завоеваны в состязании8* -- пример,
находивший подражание и в историческую эпоху. По отношению к Пенелопе речь идет
также о состязании19 9*. Здесь на первом месте стоит вовсе не то, являются ли
подобные обычаи сюжетом только мифов и саг -- или же они могли иметь место в
действительности. Главное здесь то, что существовало представление о состязании
ради невесты. Бракосочетание -- это "contrat a epreuves" ["состязательный
договор"], "а potlatch custom" ["обычай в рамках потлатча"], как скажет этнолог.
Ма-хабхарата описывает состязание в силе, которое предстояло женихам Драупади,
Рамаяна -- подобное состязание ради Ситы10* Песнь о Нибе-лунгах -- ради
Брунхильды11*.
Дело не ограничивалось, однако, испытаниями лишь в силе и храбрости, которым
подвергался жених, чтобы завоевать невесту. Иной раз ему задавали трудные
вопросы, дабы испытать его знания. В описании
90
Глава IV
праздничных игр юношей и девушек Аннама, которое мы находим у Нгуэн Ван Хуэна,
состязание в знании и находчивости занимает весьма важное место. Временами это
настоящий экзамен, которому девушка подвергает юношу. В эддической традиции
испытание знаний в ходе борьбы за невесту мы усматриваем, хотя и в несколько
смещенной форме, в песне об Альвисе, где Тор обещает всеведущему карлику свою
дочь, если тот поведает ему тайные имена вещей, о которых он его спрашивает20
12*.
От состязания (wedkamp) мы переходим теперь к спору об заклад (weddenschap),
который опять-таки тесно связан с обетом. Элемент подобного спора (wedden)
находит выражение в судебной процедуре двояким образом. Первый таков. Главный
участник тяжбы ставит в заклад (wedt) свою правоту, то есть вызывает противника
оспорить его правоту, выставляя заклад (wedde), gage, vadium. Английское право
вплоть до XIX в. знало две формы судебной процедуры в гражданских делах; обе
носили название wager, буквально weddenschap [спор об заклад]: wager of battle,
когда один из противников предлагал поединок, и wager of law, когда стороны
брали на себя обязательство в определенный день присягнуть в своей невиновности.
Несмотря на то, что обе эти формы давно уже вышли из употребления, официально та
и другая были отменены соответственно лишь в 1819 и 1833 году21. Хотя судебный
процесс и сам по себе уже носит характер спора, ему сопутствует обычай, когда
относительно того, чем кончится разбирательство, присутствующие заключают пари в
том самом смысле, который и мы придаем этому слову. Пари об исходе суда,
насколько я знаю, известны в Англии и по сей день. Когда Анна Болейн и ее
окружение предстали перед судом13*, то под впечатлением умной защиты ее брата
Рошфора в Тауэр-холле присутствующие ставили десять против одного, что он будет
оправдан. В Абиссинии биться об заклад о том, какой будет вынесен приговор, было
обычным делом в ходе судебного разбирательства, пока шло время между
выступлением защиты и допросом свидетелей22.
Мы различаем всего три игровые формы судопроизводства: это игра на счастье,
состязание или спор об заклад, словесный поединок. Этим последним и остается
судоговорение по самой своей сути, даже после того как по мере развития культуры
оно полностью или частично, по видимости или на самом деле, утратило свой
игровой характер. Наша тема, однако, ограничивает нас исключительно архаической
фазой этого словесного поединка, когда дело решают не наиболее взвешенные
юридические аргументы, а наиболее острое и меткое поношение. Агон почти
полностью состоит здесь в стремлении превзойти друг друга в изо-щреннейших
поношениях и тем самым оказаться на высоте положения.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153