Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Прививка производилась путем введения сыворотки из
крови переболевшей коровы (vaccina -- лат. "коровья"). Эта идея вызвала бурную
полемику по всему миру, причем не только в медицинских кругах (иные врачи
сомневались в научной доказанности этого метода), породила протесты, бредовые
слухи о том, что у привитых людей вырастают то ли рога, то ли хвост, обвинения в
намерении неких темных сил, например, католиков (в России -- немцев) путем
массовых вакцинаций погубить английский (русский) народ, избиения врачей и т. п.
Следует отметить, что далеко не все из перечисленного Хейзингой относится к XVII
в., а и к XVIII, XIX и даже XX вв.
х
1* Марсий -- в древнегреческой мифологии сатир (существо с человеческой головой
и торсом, с козлиными или конскими ногами, лошадиным хвостом, козьими рожками
или лошадиными ушами; сатиры считались необузданными похотливыми пьяницами),
нашедший флейту (изобретательница этого музыкального инструмента богиня Афина
бросила его, когда увидела, что при игре у нее безобразно раздуваются щеки) и
дос-
369
Комментарии
тигший необычайного мастерства игры на ней. Возгордившись, Марсий вызвал на
состязание самого Аполлона. Бог. играя на кифаре гармоничные мелодии, победил
сатира, исполнявшего исступленную музыку, и содрал с него кожу.
2* Имеется в виду эпоха Средневековья, когда были весьма распространены
поэтические турниры, в которых принимали участие как рыцарские поэты --
южнофран-цузские трубадуры, северофранцузские труверы, немецкие миннезингеры (т.
е. "певцы любви"), воспевавшие в первую очередь прекрасных дам (расцвет этой
поэзии приходится на XII--XIII вв.), так и, позднее (XIV--XVI вв.), бюргерские
поэты-майстерзингеры (т. е. "певцы-мастера"), сочинявшие стихи преимущественно
религиозно-дидактического содержания. Хейзинга намекает здесь на созданную около
1300 г. анонимную немецкую поэму Война певцов, посвященную поэтическим
состязаниям в замке Вартбург в Тюрингии (Германия) (время и состав участников
этого события неясны, ибо среди персонажей поэмы упоминаются реальные
миннезингеры, не бывшие в действительности современниками) и послужившую основой
для рассказа Эрнста Теодора Амадея Гофмана Состязание певцов, оперы Рихарда
Вагнера Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге, а также оперы того же Вагнера
Нюрнбергские майстерзингеры.
3* "Война буффонов" -- музыкальная полемика, происходившая в Париже в середине
XVIII в. "Буффоны" -- сторонники оперы-буфф -- спорили с приверженцами
классицистской оперы, процветавшей на сцене театра Гранд-Опера. Этот диспут
носил не только эстетический, но и социально-политический характер: "буффоны"
объявляли себя выразителями вкусов народа и нападали на музыку Гранд-Опера как
на придворное искусство.
4* В Древней Греции, особенно в Афинах, бог-кузнец Гефест считался небесным
патроном кузнечного дела или близких к нему ремесел, например, ювелирного. Афина
считалась помощницей в гончарном деле, ткачестве и рукоделии, кораблестроении,
покровительницей ремесленников и вообще рабочего люда; отсюда ее прозвище
Эргане, т. е. Работница.
5* Первоначально число Муз -- дочерей Зевса и богини памяти Мнемосины,
покровительниц поэзии, музыки, танца, наук и искусств в древнегреческой
мифологаи -- было неопределенным (видимо, в ранние времена -- три), но к III в.
до н.э. устанавливаются их количество (девять) и распределение по функциям:
Эрато -- муза любовной поэзии, Эвтерпа -- лирической песни, Каллиопа --
эпической поэзии, Клио -- истории, Полигимния -- гимнической поэзии, Терпсихора
-- танца, Мельпомена -- драмы, Талия -- комедии, Урания -- астрономии.
6* Во время испытания женихов (см. примеч. 9* к гл. IV) победителем должен был
стать тот, кто пустит стрелу из лука Одиссея так, что она пролетит через
двенадцать колец (или кожаных петель?), на которых были подвешены боевые секиры.
Это удалось сделать только Одиссею.
7* Римская премия -- учрежденная в 1803 г. во Франции государственная награда
для поощрения молодых деятелей искусств, предназначавшаяся для того, чтобы они
могли совершенствовать свое мастерство в Риме.
8* В Античности (да и в Средние века) пиры представляли собой не просто
развле-чение, но и особый ритуал общения; в частности, избирался руководитель
(симпосиарх -- букв. "начальник пира"), и его повеления (греч. _____) были
обязательны для всех, а неисполнение их вело к изгнанию из пиршественного зала.
9* Согласно преданию, Александр Македонский, завоевав в 334 г. до н. э.
Малоазииский полуостров, отправился во Фригию (область на севере Малой Азии) в
древнюю столицу некогда существовавшего (X--VIII вв. до н. э.) Фригийского
царства -- Гордион. Там находилась колесница основателя Гордиона, царя Гордия, и
к дышлу этой колесницы Гордий некогда привязал ярмо, скрепив таким узлом,
который никто развязать не мог. Существовало древнее поверье, что тот, кто
развяжет этот узел, обретет власть над всей Азией.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153