Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

S. 256: Stumpfl R.
Kultspiele der Germanen als Ursprung des Mittelalterlichen Dramas. Bonn, 1936.
S. 122--123.
19 Новофризский делает различие между boartsje в отношении детских игр и spylje
- игрой на музыкальных инструментах, - последнее, вероятно, заимствовано из
нидерландского.
20 Итальянский пользуется словом sonare, испанский - tocar.
21 Loc. cit. P. 95. Ср. р. 27--28.
22 Для wooing в нидерландском языке нет эквивалента; vrijen, по крайней мере, в
современном нидерландском языке ему более не соответствует.
III
1 S. 23.
2 С. 47, 55.
3 Pauly Wissowa, XII с. 1860.
4 Ср. Harrson. Themis. P. 2213, 323, где, с моей точки зрения, необоснованно
признается правота Плутарха в том, что эта форма противоречит агону.
205
Примечания
5 Ср. взаимосвязь между понятиями агон [агон] - и агония [агония], сначала
означавшей борьбу-состязание, а затем душевную борьбу, страх.
6 Прямой связи между героем сказаний, который хитростью и обманом достигает
своей цели, и божественным персонажем, одновременно благодетелем и обманщиком, я
не могу обнаружить. См.: Kristensen W. В. De goddelijke bedrieger //
Mededeelingen der К. Akad. v. Wetensch., afd. Let-terk. 1928. No 3. 66b;
Josselin de Jong J. P. B. De oorsprong van den goddelijken bedrieger // Ibid.
1927. No 1. 68b.
7 Van Neulighem A. Openbaringhe van 't Italiaens boeckhouden. 1631. P. 25, 26,
77, 86 ff., 91 ff.
8 Veractiter. Inventaire des Chartes d'Anvers. No 742. P. 215; Coutumes de la
ville d'Anvers. II. P. 400; IV. P. 8; ср.: Bensa E. Histoire du contrat
d'assurance au moyen fige. 1897. P. 84 ff. - в Барселоне, 1435, в Генуе, 1467:
decretum ne assecuratio fieri possit super vita(m) principum et locorum
mutationes [по закону страхование теряет силу в случае ухода из жизни правителя
либо перемены места].
9 Ehrenberg R. Das Zeitalter der Fugger. Jena, 1912, II. S. 19 ff.
10 Granet M. Fetes et chansons anciennes de la Chine. Paris, 1919; Danses et
le-gendes de la Chine ancienne. Paris, 1926; La civilisation chinoise, la vie
publique et la vie privee. Paris, 1929. (L'evolution de 1'humanite, No 25).
11 Granet M. Civilisation... P. 241. Эту же тему очень сжато развивает также
Хосе Ортега-и-Гассет в своей статье: El origen deportivo del Estado, 1924 // El
Espectador, [Madrid]. 1930. T. VII. P. 103--141.
12 Granet M. Fetes et chansons... P. 203.
13 Cranet M. Petes et chansons... P. 11 - 154.
14 Nguyen Van Huyen. Les Chants altemes des gargons et des filles en Annam.
These. Paris, 1933.
15 Culm Stewart. Chess and Playing-cards. Ann. Report Smithsonian Inst., 1896.
Ср. Held G. I. The Mahabharata, an Ethnological Study. Лейденская диссертация
1935 г. Эта работа представляет также большой интерес с точки зрения взаимосвязи
игры и культуры.
16 Held. Loc. cit. P. 273.
17 Mhb" 13, 2368, 2381.
18 De VriesJ. Altgermanische Religionsgeschichte. II. Berlin, 1937. S. 154--155.
19 Liiders H. Das Wurfelspiel im alten Indien // Abh. K. Gesellsch. d.
Wissen-schaften Gottingen. 1907. Ph. H. Kl. IX, 2, S. 9.
20 Loc. cit. S. 255.
21 О значении слова, которое выбрано как наименование рассматриваемого явления
среди множества различных терминов в языках индейцев, см.: Davy G. La Foi juree.
These. Paris, 1923; Idem. Des Clans aux Empires // L'Evolution de 1'humanite.
1923. No 6; Mauss M. Essai sur la Don. Forme archanque de 1'echange // L'annee
sociologique. N. S. I. 1923/4.
22 Davy С. La Poi juree. P. 177.
23 Danses et legendes, I. P. 57; Civilisation chinoise... P. 196, 200.
24 Freytag G. Lexicon arabico-latinum. Halle, 1830, i. v. 'aqara: de gloria
certavit in incidendis camelorum pedibus [состязались в славе, перерезая ноги
верблюдам].
206
Примечания
25 Essai sur la Don. S. 143.
26 Цит. по: Davy G. Loc. cit. P. 119- 120.
27 Leiden, 1932.
28 Maunier R. Les echanges rituels en Afrique du nord // L'annee sociologique,
1924/5. N.S. П. P.811.
29 Essai sur la Don. S. 102'.
30 Davy С. La Foi juree. P. 137.
31 Loc. cit. P. 252, 255.
32 Livius, I, VII, 2, 13.
33 London,1922.
34 Предметы кулы можно, по-видимому, отдаленно сравнить с тем, что этнологи
называют Renommiergeld [престижные траты\.
35 Jaeger W. Paideia. I. Berlin; Leipzig, 1934. S. 25 ff.; ср.: Livingstone R.
W. Greek Ideals and Modem Life. Oxford, 1935. P. 102 sq.
36 Arist. Eth. Nic., IV, 1123b, 35.
37 Ibid., I, 95b, 26.
38 Ilias, VI, 208.
39 Granet. Civil. P. 317.
40 Ibid. P. 314.
41 Argonauts... P. 168.
42 Granet. Civil. P. 238.
43 Granet. Danses et legendes... I. P. 321.
44 По ошибке я счел возможным отнести это жан в первом издании, р. 96, к словам,
относящимся к игре. Явление это, впрочем, несет на себе многие черты благородной
игры.
45 См. Herfsttij der Middeleeuwen, гл. II [Осень Средневековья, т. I настоящего
издания].
46 Ср. относительно последующего: Bichr Pares. L'honneur chez les Arabes avant
1'Islam.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153