Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Снятие покрывала со статуи,
закладка первого камня, открытие выставки не являются частью самого
художественного процесса, и вообще такие вещи стали заметными явлениями лишь в
последнее время. Произведение мусического искусства живет и приносит плоды в
атмосфере всеобщей радости и веселья, пластическое же -- нет.
Несмотря на этот фундаментальный контраст, также и в изобразительном искусстве
игровой фактор находит самое различное проявление. В архаической культуре
художественное произведение как вещь в наибольшей степени обретает свое место и
назначение в культе, независимо от того, постройка это, скульптура, наряд или
искусно украшенное оружие. Произведение искусства почти всегда причастно
сакральному миру, оно несет в себе заряд его могущества: магическую силу,
священный смысл, репрезентативную идентичность вещам космического значения,
символическую ценность, короче говоря, освященность. Однако игровое и
сакральное, как уже было сказано выше, так близко стоят друг к другу, что было
бы странно, если бы игровые качества культа не бросали свои преломленные лучи на
создание и оценку произведений изобразительного искусства. Не без колебаний
решаюсь я предложить знатокам эллинской культуры вопрос: не выражается ли в
греческом слове агалма (агалма), означающем среди прочего также статую или
кумир, определенное семантическое родство между культом, искусством и игрою? Это
слово образовано от глагольной основы, дающей поле значений, тяготеющих к
ликовать, предаваться необузданному веселью (немецкое frohlocken], а наряду с
этим хвастаться, щеголять, блистать, важничать, праздновать, украшать, сверкать,
радоваться. Первоначальным значением слова агалма считается украшение, предмет
роскоши, драгоценность, то, что приносит радость. 'Агалмата нюктос (Агалмата
нюктос), украшения ночи, -- поэтическое наименование звезд. Через
жертвоприношение это слово, должно быть, стало затем обозначать изображение
бога. И если эллин лучше всего выражал сущность священного искусства словом,
имеющим отношение к чувству Р8' достного душевного подъема, то не подходим ли мы
тем самым вплотную к тому настроению игрового священнодействия, которое казалось
162 Глава Х
нам столь свойственным архаическим культам? Мне не хотелось бы дедать из этого
замечания более определенные выводы. Взаимосвязь между изобразительным
искусством и игрой давно уже была признана в виде теории, пытавшейся объяснить
возникновение форм искусства из врожденной у человека тяги к игре14. Не нужно
да-
леко ходить, чтобы обнаружить почти инстинктивную для человека спонтанную
потребность украшать, вполне достойную именоваться иг-ровой функцией. Она ведома
каждому, кому доводилось сидеть с карандашом в руках на каком-нибудь скучном
собрании и рассеянно, почти бессознательно вырисовывать линии, заполнять участки
поверхности -- игра, в которой возникают фантастические мотивы узоров, порою
перекликающиеся со столь же причудливыми мотивами изображений человека или
животных. Не затрагивая вопроса о том, какие бес- или подсознательные побуждения
сочтут нужным приписать этому искусству-со-скуки психологи, такое занятие, без
сомнения, можно назвать игрою, процессом, пребывающим на одном из нижних уровней
категории игры, как это свойственно ребенку на первом году жизни, -- учитывая,
что более высокая структура организованной социальной игры полностью здесь
отсутствует. Однако в качестве основания для объяснения возникновения
украшательских мотивов в искусстве, не говоря уже о пластическом
формообразовании вообще, психическая функция такого рода кажется чем-то далеко
не достаточным. Из бесцельной игры руки, водящей карандашом по бумаге, не может
возникнуть стиль. Кроме того, потребность в создании пластической формы идет
много дальше, чем только украшение поверхности. Это трехчлен: украшение,
конструкция, подражание. Вести искусство в целом от Spieltrieb [игрового
инстинкта] значит сводить к нему и изобразительную деятельность, и
строительство. Пещерные росписи палеолита -- продукт игрового инстинкта? Это
представляло бы собой чересчур смелый скачок мысли. И к строительству эта
гипотеза уже потому не подходит, что эстетический импульс здесь отнюдь не
главенствует, взять хотя бы постройки пчел или бобров. Хотя мы и признаем за
игрой как фактором культуры то первенствующее значение, какое и составляет дух
этой книги, мы не можем считать объясненным происхождение искусства ссылкой на
врожденный инстинкт игры. Правда, в отношении многих и многих изделий, взятых из
богатейшей сокровищницы форм изобразительного искусства, нелегко избавиться от
мысли об игре фантазии, о том, что все это, в сущности, играючи и игриво творит
рука неотторжимо от духа. Необузданная причудливость танцевальных масок
первобытных народов, свивающиеся фигуры на тотемных столбах, волшебные
переплетения орнаментальных мотивов, гротескное искажение фигур людей и животных
-- все это не-удержимо вызывает ассоциации со сферой игры.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153