Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Однако это зависит не только от поколения, к которому мы
принадлежим, но и от того, какими знаниями мы обладаем. Исторически направленный
ум в своем представлении о "сегодняшнем", "современном" обыкновенно охватывает
больший кусок прошлого в сравнении с теми, кто живет близорукой ограниченностью
момента, Так что термин "современная культура" будет использоваться здесь с
большими краевыми полями, простирающимися далеко в XIX столетие.
Итак, вопрос гласит, в какой степени культура, в которой мы живем, раскрывается
в формах игры? В какой мере игровой дух властен над человеком, вовлеченным в
переживание культурных феноменов? Минувший век, думалось нам, утратил многое из
тех элементов игры, которые были свойственны прошлым столетиям. Выправился ли
этот недостаток или стал еще больше?
На первый взгляд кажется, что утрату игровых форм в общественной жизни более чем
возместило одно чрезвычайно значительное явление компенсирующего характера.
Спорт как функция достижения общности постоянно расширял свою социальную
значимость и втягивал все новые области в сферу своих владений.
Состязания в ловкости, силе и выносливости издавна занимали важное место во
всякой культуре, либо будучи связаны с культом, либо как юношеские игры и
праздничные увеселения. Феодальное общество Средневековья, собственно говоря,
уделяло особое внимание только турнирам. Резко драматизированный и
аристократически нарядный, турнир не может быть безоговорочно отнесен к спорту.
Одновременно он выполнял театральную функцию. Лишь узкая элита участвовала в нем
активно. Церковные идеалы вообще препятствовали признанию ценности телесных
упражнений и радостей игр с применением силы,
186
Глава XII
если это не было элементом аристократического воспитания, -- хотя этнология и
предоставляет нам множество фактов того, как много и с каким удовольствием люди
Средневековья состязались между собой во всяческих играх. Проникнутые эрудицией
идеалы Гуманизма были так же мало, как и строго моралистические идеалы
Реформации и Контрреформации, склонны признавать игру и телесные упражнения
культурными ценностями. Резких сдвигов в их месте в жизни не наблюдается вплоть
до XVIII в.
Основные формы спортивного состязания по самой своей сути являются древними и
неизменными. В некоторых из них на первый план выступает соревнование в быстроте
или силе как таковое. Это бег, в том числе и на коньках, гонки и скачки,
поднятие тяжестей, стрельба по мишеням и т. д. Хотя люди всегда старались
превзойти друг друга в беге, гребле или плавании, в продолжительности ныряния
(вплоть до того, что намеренно удерживали под водою друг друга, как в
Беовульфе], эти виды состязаний лишь в незначительной степени принимают характер
организованных игр. И все же мы без колебаний именуем их играми именно из-за их
агональных особенностей. При этом существуют и такие формы, что сами собой
развиваются в организованные игры с системою правил. Прежде всего это игры с
мячом или же игры, когда участники убегают и ловят друг друга.
Перейдем теперь от состязаний как развлечений от случая к случаю -- к жестко
организованным, клубным или внеклубным, соревнованиям. На картинах наших
художников XVII в. можно видеть фигурки мужчин, ревностно гоняющих клюшками мяч,
но об организованных согласованных играх или особо назначенных соревнованиях,
насколько мне известно, слышно было тогда немного. Ясно, что подобная жесткая
организация легче всего прививается в играх, где две группы играют друг против
друга. И это тоже старо, как мир: деревня мерится силой с деревней, школа -- со
школой, квартал -- с кварталом. Прежде всего это такие игры в мяч, которые
требуют отработанной сыгранности постоянного состава команд, а это как раз то
самое, что дает начало современному спорту. То, что обычай этот пришел к нам в
XIX в. из Англии, до некоторой степени понятно, хотя такой фактор, как специфика
английского национального характера, что здесь несомненно сказалось, остается
невыраженным и неясным. Своеобразные же особенности английского общества внесли
сюда вполне ощутимый вклад. Местное самоуправление укрепляло дух очевидной
взаимосвязанности и общности интересов. Отсутствие всеобщей и обязательной
военной подготовки создавало благоприятную возможность и даже потребность
заниматься вольными физическими упражнениями. В том же направлении шло развитие
и школьного воспитания; наконец, особое значение имели качество почвы да и сам
английский ландшафт, с общинными угодьями, common's, предлагавшими превосходные
лужайки для игр.
Развитие спорта начиная с последней четверти прошлого века движется в таком
направлении, что отношение к игре становится все серь-
187
Homo ludens
езнее. Правила делаются все более строгими и все более скрупулезными. Спортивные
достижения продолжают расти.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153