Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Во французской музыкальной
жизни еще каких-нибудь тридцать лет назад не было ничего необычного в нарушавших
исполнение критических замечаниях в адрес дирижера или оркестра. Музыка была и
оставалась главным
158 ГлаваХ
образом дивертисментом, и восхищение, во всяком случае выражаемое вслух касалось
прежде всего виртуозности исполнителей. Творение композитора еще совершенно не
воспринималось как нечто святое и неприкосновенное. Свободными каденциями
пользовались настолько нескромно, что приходилось этому ставить препятствия.
Так, Фридрих II, король Пруссии, запретил певцам изменять композицию
собственными украшениями.
Ни в одном виде исполнительского мастерства, начиная с поединка между Аполлоном
и Марсием1* и до наших дней, фактор состязания не был столь очевиден, как в
музыке. Обратившись к более позднему времени, чем эпоха Sangerkrieg [войны
певцов] и Мейстерзингеров2*, назовем только некоторые примеры. В 1709 г.
кардинал Оттобони устраивает состязание в игре на органе и клавесине между
Генделем и Скарлатти. В 1717 г. Август Сильный, король Саксонии и Польши, хотел
провести состязание между И.-С. Бахом и неким Ж.-Л. Маршаном. Последний, однако,
на состязание не явился. В 1726 г. соревнование итальянских певиц Фаустины и
Куццони вызвало настоящую бурю в светском обществе Лондона, пение прерывалось
хлопками и свистом. Ни в одной другой области не происходит так легко
формирование партий. XVIII в. полон распрями между партиями, поддерживающими то
или иное направление в музыке: Бонончини против Генделя, буффоны против Гранд
Опера3*, Глюк против Пиччини. Спор между партиями, принадлежащими к разным
лагерям, легко принимает характер ожесточенной вражды, как это было в конфликте
поклонников Вагнера и защитников Брамса.
Романтизм, в столь многих отношениях подвигнувший нас осознать наши эстетические
оценки, способствовал признанию во все более широких кругах высокого
художественного содержания и глубокой жизненной ценности музыки. Однако это не
устранило ни одной из ее прежних функций или оценок. Также и агональные качества
музыкальной жизни остаются такими же, какими они были всегда13.
Если со всем тем, что относится к музыке, мы, собственно говоря, неизменно
остаемся в рамках Игры, то в еще большей степени это относится к ее неразлучному
брату-близнецу, искусству Танца. О Танце -- идет ли речь о священных и
магических танцах первобытных народов, о танцах в греческом культе, о пляске
царя Давида пред ковчегом Господним или о танце как праздничном увеселении, у
всех народов, во все эпохи -- можно сказать, что это сама Игра в полном смысле
слова, и при этом в одной из ее самых чистых и совершенных форм. Правда, игровое
качество танца не во всех его формах раскрывается одинако во полно. Наиболее
отчетливо оно наблюдается, с одной стороны, в хороводах и танцах с характерными
для данного танца фигурами, с другой -- в сольном танце, то есть там, где танец
есть изображение, пред-ставление, зрелище или же ритмическое выстраивание и
движение, как в менуэте или кадрили. Не следует ли рассматривать вытеснение
кругового танца, хоровода и танца с фигурами -- парным танцем, когда кру-жатся,
как в вальсе и польке, или передвигаются скользящим шагом,
159
Homo ludens
как в последнее время; не следует ли рассматривать это как проявление ослабления
или обеднения культуры? Есть достаточно оснований утверждать это, стоит лишь
обратить внимание на историю танца, со всеми достигнутыми им вершинами красоты и
стиля, вплоть до примечательного оживления художественного танца уже в наши дни.
Ясно, что именно игровой характер, столь присущий танцу, почти утрачен его
современными формами.
Взаимосвязь танца и игры не ставит перед нами сложных проблем. Она кажется
настолько очевидной, настолько внутренне оправданной и настолько полной, что
здесь вполне можно воздержаться от обстоятельного включения в понятие игры --
понятия танца. Отношение танца к игре не есть его участие в ней, но отношение
части -- и целого, тождество сущности. Танец -- это особая и весьма совершенная
форма самой игры как таковой.
Если от поэзии, музыки и танца обратиться к сфере изобразительного искусства, то
связь с игрой кажется здесь гораздо менее очевидной. Фундаментальное отличие,
разделяющее две области; эстетического созидания и воспроизведения, -- было
вполне осознано эллинским духом, когда он предоставил Музам повелевать одной
группой знаний и навыков, в то время как другую, объединяемую нами в
изобразительные искусства, лишил этой чести. Изобразительным искусствам,
объединяемым с ремеслами, не придавали никаких Муз. Если же говорить о
подчинении последних божественному вмешательству, то они находились под властью
Гефеста или Афины Эргане4*. Мастера, работавшие в сфере пластического искусства,
пользовались далеко не таким вниманием и почетом, каким одаривали поэтов.
Впрочем, граница почестей и внимания, оказываемых художнику, не проходит четко
между областью, где присутствуют Музы, и остальным миром, -- судя по тому
незначительному общественному признанию музыканта, о чем шла уже речь выше.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153