Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Важно то, что в игровом мотиве,
неотделимом от игровой загадки и по сути идентичном игре в фанты, человеческий
дух всякий раз видел выражение борьбы за жизнь и что поэтическая функция,
сознательно никак не направленная на создание прекрасного, находила в такой игре
в высшей степени плодотворную почву для развития поэтического искусства.
Обратимся прежде всего к примеру из сферы любви. Ученики некоего доктора Тана по
пути в школу каждый раз проходили мимо дома одной девушки, жившей по соседству с
учителем. И при этом всякий раз они говорили: "Ты так хороша, ну право, истинное
сокровище". Рассердившись, она подстерегла их однажды и сказала: "Итак,
по-вашему, я хороша собою. Ну что ж, скажу-ка я вам одну фразу. И кто из вас
сможет мне на это ответить, того я и полюблю; в противном случае пусть вам будет
стыдно прокрадываться мимо моей двери". И она произнесла эту фразу. Никто из
учеников не смог ей ответить, и в последующие дни им пришлось добираться к дому
своего учителя окольным путем. Вот вам и эпическая сваямвара15*, и сватовство к
Брунхильде в форме идиллии о сельской школе в Аннаме11.
126 Глава VII
Ханду, в эпоху династии Тан16*, из-за серьезного проступка был сме-щен со своего
поста и стал торговать углем в Цзилине. Император, окапавшийся в тех краях во
время военного похода, повстречал своего поежнего мандарина17*. Он велел ему
сложить стихи о "торговце углем", Ханду тотчас же прочитал их ему. Император был
тронут и вернул ему все его титулы12.
Умение импровизировать в стихах, параллельно, строка за строкой, было на всем
Дальнем Востоке талантом, без которого почти нельзя было обойтись. Успех
аннамитского посольства к Пекинскому двору нередко зависел от импровизаторского
таланта его предводителя. Каждую минуту надо было быть готовым ответить на
бесчисленные вопросы и всякого рода загадки, которые задавали император и его
мандарины13. Своего рода дипломатия в форме игры.
Масса полезных сведений сообщалась в стихотворной форме вопросов и ответов.
Юноша сватается, девушка отвечает согласием. Будущие молодожены вместе хотят
открыть лавочку. Юноша просит девушку назвать все лекарства. И тут же следует
полный перечень фармакапеи. Таким же образом излагается искусство счета,
сведения о товарах, использование календаря в земледелии. Иной раз это просто
загадки на сообразительность, которыми влюбленные испытывают друг друга, или же
дело касается познаний в литературе. Выше уже указывалось, что форма катехизиса
прямо смыкается с игрою в загадки. По сути это также форма экзаменов, имеющих
столь исключительное значение в общественном устройстве стран Дальнего Востока.
В более развитых культурах еще долго продолжает сохраняться архаическое
положение, когда поэтическая форма, которая воспринимается далеко не только как
удовлетворение чисто эстетической потребности, служит для выражения всего того,
что важно или жизненно ценно для существования общества. Поэтическая форма всюду
предшествует литературной прозе. Все, что священно или высокоторжественно,
говорится стихами. Не только гимны или притчи, но и пространные трактаты
строятся по привычной метрической или строфической схеме: таковы древнеиндийские
учебные книги, сутры и шастры18*, а равным образом и древние творения греческой
учености; в поэтическую форму отливает свою философию Эмпедокл, и еще Лукреций
следует ему в этом. Лишь отчасти можно объяснять стихотворную форму изложения
чуть не всех учений древности идеей полезности: мол, не имея книг, общество
таким образом легче хранит в памяти свои тексты. Главное в том, что, если можно
так выразиться, сама жизнь в архаической фазе куль-туры все еще выстраивает себя
метрически и строфически. Стих все еще выглядит более естественным средством
выражения, если речь идет о возвышенном. В Японии вплоть до переворота 1868
г.19* суть серьез-ных государственных документов излагалась в стихотворной
форме. Ис-тория права с особым вниманием относится к следам "поэзии в праве"
127 Homo ludens
("Dichtung im Recht"), встречающейся на германской почве. Широко известно место
из древнефризского права14, где определение необходимости продажи наследства
сироты внезапно впадает в лирическую аллитерацию:
"Вторая нужда такова: если год выпадет грозный, и бродит по стране лютый голод,
и вот-вот дитя умрет с голоду, пусть тогда мать продаст с торгов наследство
ребенка и купит ему корову и жита и пр. -- Третья нужда такова: если дитя вовсе
без крова и голо, и близится суровая мгла и зимняя стужа, всяк спешит ко двору
своему, в дом свой, в теплое логово, лютый зверь ищет полое дерево и тишь под
холмом, где он может сохранить свою жизнь, тогда плачет, кричит беспомощное
дитя, и оплакивает свои босые ноги, свои голые руки, свою бесприютность, своего
отца, коему надлежало защищать его от голода и мглистой зимы, а он лежит,
погребенный, так глубоко и в такой тьме, под землею, за четырьмя гвоздями, под
дубовою крышкой".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153