Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

К чему тогда знак победы?"
При сооружении военного лагеря его тщательно ориентируют по странам света.
Устройство такого лагеря обусловлено строгими правилами, ибо речь идет о
повторении плана столичного города. Положения, подобные приведенному, явственно
выдают принадлежность всего этого к сфере сакрального18. Оставим в стороне
вопрос о существовании сакральных истоков в структуре римского военного лагеря
-- мнение, которого придерживается Ф. Мюллер и другие. Ясно, что изобилующие
пышными сооружениями, богато украшенные военные лагери позднего Средневековья,
такие, как, например, лагерь Карла Смелого под Нейс-сом в 1475 г.20*, являются
замечательным доказательством тесной взаимосвязи между кругом идей турнира и
сферой военных действий.
Обычай, проистекающий из отношения к войне как к благородной честной игре и
время от времени проявляющийся даже в условиях нынешнего, абсолютно
бесчеловечного ведения войн, это обмен любезностями с неприятелем. Определенный
элемент сатиры, позволяющий с еще большей уверенностью говорить об игровом
характере этого обычая, порой оказывается здесь не лишним. В китайских
феодальных войнах противнику посылают кувшин вина, который торжественно
выпивается в память о свидетельствах поддержания чести в былое мирное время19.
Приветствуют друг друга, всячески выражая почтительность, обмениваются подарками
и оружием на манер Главка и Диомеда21*. Еще при осаде Бреды Фридрихом Генрихом в
1637 г.22*, -- если добавить сюда пример из недавней нашей истории, -- комендант
города приказывает любезно вернуть графу Нассау четверку лошадей, захваченную
осажденными, добавив 900 гульденов для раздачи его солдатам. Порой враги дают
насмешливые и оскорбительные советы. В распре между Цинем и Чжоу воин одного из
них с докучным терпением показывает другому, как вытащить из грязи колесницу, и
получает в награду: "Мы же не привыкли обращаться в бегство, как вы"20. Около
1400 г. некий граф Фирнебург объявляет сражение городу Аахену в определенный
день и в
102 Глава V
определенном месте, советуя тотчас же доставить туда из Гюлика тамошнего
дроста23*, виновника означенной ссоры21.
Такая договоренность о месте и времени битвы формирует кардинальную черту
отношения к войне как к честному состязанию, одновременно являющемуся правовым
разрешением спора. Выделение площади для сражения, поля битвы, может быть
полностью идентифицировано с ограждением -- немецкое hegen -- места судебного
разбирательства. Мы находим описание этого в древненорвежских источниках:
деревянными колышками или ветками лещины обносят место будущей битвы.
Представление об этом до сих пор сохраняется в английском выражении a pitched
battle для сражения, проходящего с соблюдением правил военного дела. До какой
степени и вправду поддерживалось действительное разграничение поля битвы в
войнах, которые шли всерьез, сказать трудно. Уже по самой своей сути это
сакральная форма и как таковая всегда могла быть обозначена чисто символически с
помощью тех или иных знаков, выступавших как действительное ограждение.
Торжественное предложение времени и места сражения запечатлели многочисленные
примеры из средневековой истории. Но здесь же одновременно выявляется и то, что
прежде всего это не более чем форма, поскольку предложение это как правило
оставляют без внимания или же отвергают. Карл Анжуйский дает знать Римскому
королю24* Вильгельму Голландскому,
"dat hi selve ende sine man ["что вместе с войском, на лугу,
recht totte Assche op der heiden точь-в-точь у Ассе, без движенья,
sijns dre daghe wilde verbeiden"22 три дня он будет ждать сраженья
Герцог Иоанн Брабантский в 1332 г. через герольда, сжимающего в руке обнаженный
меч, предлагает королю Иоанну Богемскому определенный день -- среду -- и
определенное место для битвы, с просьбой дать согласие или сообщить о своих
пожеланиях25*. Король, однако же, хотя и вполне являл собою образец чрезмерно
преувеличенной рыцарской моды по обычаю того времени, вынуждает герцога провести
целый день в ожидании под дождем. Битве при Креси (1346 г.) предшествовал обмен
посланиями, причем король Франции предлагал королю Англии на выбор два места и
один из четырех дней, -- а то и больше, -- для того чтобы провести сражение23.
Король же Эдуард сообщал, что он не мог переправиться через Сену и целых три дня
понапрасну ждал неприятеля26*. Однако при Нахере, в Испании, Генрих
Трастамарский действительно отказывается от своей более выгодной позиции только
ради того, чтобы любой ценою сразиться с неприятелем на открытом месте, -- и
проигрывает сражение27*.
Сакральная форма сводится здесь к предписываемой учтивости, к игре рыцарской
чести, не слишком теряя при этом, собственно говоря, своего изначального,
все-таки по существу игрового характера. Пересиливающий интерес выиграть битву
сдерживал воздействие обычая, ко-
103 Homo ludens
торый коренился в самобытных культурных условиях прошлого и именно там обладал
значимостью24.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153