Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Согласно одному из мифов, который пересказывает Платон, Зевс
поручил Эпиметею распределить между живыми существами различные качества.
Эпиметей отдал все качества -- быстроту, силу, ловкость и т. п. -- животным, не
оставив людям ничего, и потому-то Прометей, дабы помочь человеку, похищает
огонь. А Зевс -- продолжает Платон, излагая, насколько можно судить, уже не миф,
а собственную мысль, -- через Гермеса, посланца богов, даровал людям стыд и
правду, чтобы они не обижали Друг друга и приобрели "политическое искусство".
Современные филологи не находят в упомянутом диалоге Платона чего-либо
юмористического.
16* Менексен -- ранний диалог Платона, названный по одному из персонажей,
молодому афинянину, ученику Сократа.
366
Homo ludens
17* Облака -- комедия великого афинского комедиографа Аристофана, впервые
поставленная в 422 г. до н. э. Среди действующих лиц -- Сократ, изображенный
весьма карикатурно, как типичный софист, каковым философ никогда не был. В школе
Сократа, "мыслильне", учат выдавать черное за белое. Поступающим в школу Сократ
предлагает выбрать между праведным и непреведным логосом (в русском переводе --
"между Прямым и Кривым словом"; греческое логос чрезвычайно многозначно,
означает и просто "слово", и "суть, принцип бытия") и доказывает, насколько
неправедный логос лучше.
18* Калликл -- греческий софист конца V в. до н. э., персонаж диалога Платона
Горгий. Никаких его сочинений не сохранилось, и в науке до сих пор дебатируется
вопрос, не вымышленное ли это лицо. Если верить Платону, Калликл полагал, что по
природе право принадлежит сильному, который и может устанавливать это право для
собственной пользы; законы существуют лишь для слабых, а сильные руководствуются
эгоизмом. Называя подобную позицию немецким словом Herrenmoral, Хейзинга
намекает на близость таких идей к позднейшему ницшеанству.
19* Марк Фабий Квинтилиан (I в.), прославленный римский оратор, был первым
профессиональным преподавателем риторики, получавшим государственное жалование.
Его основной труд Об ораторском образовании был весьма популярен и повлиял на
многих первоклассных писателей и поэтов того времени и позднее. Дион Хрисостом
был знаменитым греческим (т. е. грекоязычным) ритором, в молодости много
разъезжал по всей Римской империи (греческий был языком культуры), выступая с
так называемыми парадоксальными речами, например, доказывая, что в Троянской
войне победили не греки, а троянцы. Позднее отказался от подобных выступлений,
принесших ему славу и прозвище Хрисостом (Златоуст) и занялся политическим
красноречием, что в условиях империи означало либо безудержную лесть по
отношению к императору, либо оппозицию. Дион выбрал последнее, за что был изгнан
из Рима в 82 г., после чего вел жизнь бродячего философа, странствовал с посохом
и котомкой и беседовал лишь с бедняками. Переворот в Риме в 96 г. вернул его на
родину, в г. Пруса в Вифинии (область в Малой Азии), где он стал одним из первых
граждан.
20* Император Тит Флавий Веспасиан изгнал в 71 г. из Рима не всех философов, но
лишь киников, в основном греков, людей, оппозиционно настроенных к императору и,
по его мнению, склонных слишком уж обличать богатство и рассуждать о прежней
славе Эллады, а также астрологов, притом не из-за неверия в астрологию, а
наоборот, по причине веры в нее: предсказатели будущего могут быть опасны для
властей.
21* Арианство -- названное по имени жившего в начале IV в. александрийского
священника Ария течение в христианстве. Его приверженцы не признавали, в отличие
от сторонников ортодоксального учения, равенства лиц Св. Троицы и считали
Бога-Сына не единосущным, а лишь подобносущим Богу-Отцу, высшим и совершенным,
но все же Его творением. Это направление пользовалось в начале -- середине IV в.
значительным влиянием при константинопольском дворе, и многие варварские
германские племена, в том числе готы, через своих единоплеменников, служивших в
качестве военных наемников в столице Империи, а также благодаря деятельности
посылаемых императорами-арианами миссионеров, обратились в IV в. в христианство
в арианской форме. Когда готы заняли в 416--419 гг. Испанию, основная часть
местного населения сохранила ортодоксальную веру, и это привело к значительному
напряжению между побежденными и победителями. В 589 г. короли вестготской
Испании и готская знать перешли в католичество; упомянутый диспут между
богословами, представлявшими разные течения, был прелюдией к этому переходу.
22* Герберт Орильякский, с 982 г. - архиепископ Реймсский, в 999--1003 гг. --
папа римский (Сильвестр II), прославился как светоч учености, молва упрекала его
в чернокнижии и колдовстве. Он был блестящим знатоком философии, математики,
астрономии, считался изобретателем (или усовершенствователем) особых водяных
часов, органа, небесного глобуса и многого другого. В диспуте с саксонским
богословом и философом Отриком (так правильнее!) из Магдебурга, происходившем
при дворе императора Оттона II (отец Отгона II, германский король Отгон I в 952
г.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153