Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Так, известны были Pallor и Pavor -- Бледность и Страх;
Aius Locutius -- по голосу, предупредившему о приближении галлов; Rediculus,
заставивший повернуть Ганнибала; Domiduca, что приводит домой2*. Ветхий Завет
дает примеры персонификаций абстрактных свойств в четверице: Милосердие, Истина,
Справедливость и Мир, которые встречаются и лобызают друг друга -- LXXXV псалом,
и в фигуре Премудрости -- Liber Sapientiae [Книга Премудрости Соломона]. По
сообщениям об индейцах хайда3* в Британской Колумбии, у них есть богиня по имени
Собственность, своего рода богиня счастья, которая дарует богатство6.
Во всех этих случаях остается закономерный вопрос, в какой мере эта функция
персонификации проистекает из духовного состояния, которое могло бы быть названо
состоянием убежденной веры, -- либо приводит к этому состоянию? Не являют ли
скорее все эти воображаемые представления от начала до конца некую игру
духовного свойства? Примеры из более позднего времени приводят нас именно к
этому заключению. В почитании св. Франциском Ассизским своей невесты Бедности
сквозят поистине святая сердечность и благочестивый восторг4*. Если же перед
нами поставят вполне резонный вопрос, верил ли он в некое духовное существо,
небесную посланницу по имени Бедность, то есть в существо, которое действительно
было идеей Бедности, мы не будем знать, что ответить. Уже самой постановкой
вопроса в подобных трезво логических терминах мы вторгаемся в чувственное
содержание этого представления. Сам Франциск и верил, и не верил в то. Едва ли
он получал одобрение Церкви, не говоря уже о том, чтобы оно было высказано
открыто, на подобную веру. Это представление о
137 Homo ludens
Бедности по своей настроенности, пожалуй, колеблется между двумя областями:
поэтического воображения -- и исповедуемой догмы, тяготея, однако, к последней.
Наиболее исчерпывающим выражением этой духовной деятельности остается следующее:
фигура Бедности была для Франциска своего рода игрой. Вся жизнь святого из
Ассизи насыщена чисто игровыми факторами и фигурами, и для него -- это
прекрасно. Так столетием позже Хайнрих Сузо будет предаваться сладостной лирике
мистической игры воображения с вечной Премудростью как с возлюбленной5*. Но
игровое поле, на котором играют святые и мистики парит над сферой мышления,
подвластного разуму, и недоступно логическим понятиям, связанным со
спекулятивными рассуждениями. Понятия игры и святости пребывают в постоянном
соприкосновении друг с другом. То же происходит с понятиями поэтического
во-ображения и веры.
Об идейной ценности аллегорических персонажей у некоторых средневековых поэтов,
визионеров и теологов я уже говорил более пространно в своей работе Uber die
Verkniipfung des Poetischen mit dem Theologischen bei Alanus de Insulis7 [О
связи поэтического с теологическим у Алана Лилльского6*]. Границу между
поэтической, аллегорической персонификацией и теологической концепцией небесных
(или адских) существ не следовало бы, как я полагал, проводить слишком резко. У
такого богослова-поэта, как Алан Лилльский, было бы несправедливо все богатство
образов его поэм Anticlaudianus [Антиклавдиан] и Deplanctu Naturae [Плач
Природы] счесть не более чем литературной Spielerei [забавой]. Для этого его
воображение слишком уж сильно переплетено с самыми глубокими философскими и
богословскими мыслями. С другой стороны, очевидно, что он вполне осознает
фантастический характер таких представлений. Даже Хильдегард Бингенская7* не
претендует на то, чтобы образы добродетелей в ее видениях принимали за
метафизические реальности. Она и сама предостерегает против подобного
представления8. Соотношение между увиденными ею образами и добродетелями
определяется через "обозначающие" глаголы: designare, praetendere, declarare,
significare, praefigurare [изображать, представлять, заявлять, означать,
воображать]. Тем не менее все они движутся в ее видениях совсем как живые. По
сути дела и в посещающих ее образах, передаваемых как мистическое переживание,
не содержится притязаний на абсолютную подлинность9. И у Хильдегард, и у Алана
поэтическое воображение неизменно витает между убеждением и фантазией, между
игрой и серьезностью.
В любом облике, от чисто сакрального до чисто литературного, от Пуруши в Ведах
до прелестных персонажей The Rape of the Lock [Похищения локона]8*,
персонификация остается чрезвычайно важной формой выражения человеческого духа и
вместе с тем одновременно игровой функцией. Да и в современной культуре
персонификация ни в коем случае не сводится к чисто искусственному и
произвольному занятию литературного свойства. Персонификация -- это привычная
форма ду-
138 Глава VIII
ховной деятельности, из которой мы в нашей повседневной жизни еще вовсе не
выросли.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153