Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Такова понятая и выраженная Ви-ко уже два
столетия назад изначальная сущность поэзии', ближе всего стоящая к чистому
понятию игры.
Poesis doctrinae tanquam somnium, поэзия -- как бы сон знания, гласит глубокое
суждение Фрэнсиса Бэкона. В мифических представлениях первобытных народов об
основах бытия, как в зародыше, уже заключен смысл, который позднее будет осознан
и выражен в логических формах и терминах, филология и богословие стремятся все
глубже проникнуть в постижение мифологического ядра ранних верований2. В свете
первоначального единства поэтического искусства, священного учения, мудрости,
культа все функциональное значение древних культур будет восприниматься
по-новому.
Первая предпосылка такого понимания -- это освободиться от мнения, что
поэтическое искусство обладает только эстетической функцией или что его можно
объяснить и постичь исходя только из эстетических °снований. В каждой живой,
цветущей цивилизации, и прежде всего в
121 Ноmo ludens
архаических культурах, поэзия выполняет витальную, социальную и литургическую
функцию. Всякое древнее поэтическое искусство есть вместе с тем одновременно и
культ, праздничное увеселение, совместная игра, проявление искусности, испытание
или загадка, мудрое поучение убеждение, колдовской заговор, предсказание,
пророчество, состязание Нигде, пожалуй, не найти столь разительного единства
всевозможных мотивов, как в Третьей песне финского народного эпоса Калевала2*.
Вещий старец Вяйнямейнен околдовывает юного хвастуна, который отважился вызвать
его на поединок. Сперва они состязаются в знании природы вещей, затем
происхождения всего сущего, причем юный Йоука-хайнен осмеливается претендовать
на свое участие в самом акте творения. Но тогда старый чародей "впевает" его в
землю, в болото, в воду: сначала по пояс и до подмышек, а там и по самые уста,
-- пока тот наконец не обещает отдать ему свою сестру Айно. Сидя на камне песен,
Вяйнямейнен поет три часа кряду, чтобы снять свои могучие заклятия и
расколдовать безрассудного. Все формы состязания, о которых мы сообщали выше:
поединок в хуле и похвальбе, мужское соперничество, соревнование в
космологическом знании -- соединяются здесь в бурном и вместе с тем сдержанном
потоке поэтического воображения.
Поэт -- Vates, одержимый, воодушевленный, неистовый3*. Он -- посвященный, Sja'ir
-- так зовется он у древних арабов. В мифах Эдды тот, кто пожелал стать поэтом,
пьет мед, приготовленный из крови Ква-сира, мудрейшего из созданий, -- ведь
никто ему не мог бы задать вопроса, на который бы тот не ответил4*. От
поэта-ясновидца лишь постепенно отслаиваются фигуры пророка, жреца, прорицателя,
мистагога, стихотворца, так же как философа, законодателя, оратора, демагога,
софиста и ритора. На древнейших поэтов Греции все еще возложена явно социальная
функция. Они обращаются к народу, увещевают и наставляют его. Они вожди народа,
и лишь позднее приходят софисты3 5*.
Фигуру ватеса в некоторых из ее граней представляет в древненор-вежской
литературе thulr, называемый в англосаксонском thyle4. Впечатляющий пример тула
-- Старкад; Саксон Грамматик верно переводит это слово как ватес6*. Тул
выступает на нескольких поприщах: то изрекая литургические формулы, то как
исполнитель в священном драматическом представлении, то принося жертву, то как
волшебник. Порою он вроде бы не более чем придворный поэт и оратор. И даже слово
scurra, скоморох, также передает его ремесло. Соответствующий глагол thylja
означает произносить необходимые слова в ходе богослужения, а также заклинать
или всего-навсего бормотать. Тул -- хранитель всего мифологического знания и
всех поэтических преданий. Это мудрый старец, коему ведомы история и традиции,
чье слово 'звучит во время торжеств, кто умеет привести родословие героев и
знати. Его дело по преимуществу -- состязания в красноречии и во всякого рода
познаниях. В этой функции мы встречаем его в Унферте Беовульфа. Mannjafna6r, о
чем мы уже говорили ранее, или состязания Одина в
122 Глава VII
-ости с великанами и карлами также входят в поле деятельности ту-ла. Известные
англосаксонские поэмы Видсид и Странник7* могут счи-таться типичными образчиками
творчества таких разносторонних при-дворных поэтов. Все эти черты совершенно
естественно выстраиваются образ архаического поэта, чья функция во все времена
была, судя по всему, и сакральной, и литературной. И эта функция, священная или
нет всегда коренится в той или иной форме игры.
Если добавить еще несколько слов о древнегерманском типе ватеса, то вовсе не
покажется рискованным желание обнаружить в феодальном Средневековье потомков
тула, с одной стороны -- в лице шпильмана, жонглера8*, с другой -- также и в
герольдах9*. Задача этих последних, о которых уже шла речь в связи с
состязаниями в хуле, в значительной части была общей с задачей "Kultredner"
("культовых ораторов") древности.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153