Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


Священное представление -- это больше, нежели мнимое претворение, больше, чем
символическое претворение, это -- мистическое претворение. В таком представлении
нечто незримое и невыразимое обретает прекрасную, значимую, священную форму.
Участвующие в культовом действе убеждены, что оно претворяет в жизнь некое
благо, и при этом высший порядок вещей действенно вторгается в их обычное
существование. Тем не менее это претворение через устраиваемое ими представление
продолжает во всех отношениях сохранять формальные признаки игры. Оно
разыгрывается, ставится в пределах реально выделенного игрового пространства,
как подлинный праздник, то есть радостно и свободно. Ради него выделяют
собственный, временно существующий мир. При этом с концом игры действие это
вовсе не прекращается, но продолжает озарять обыденный внешний мир, -- укрепляя
надежность, порядок, благополучие тех, кто участвовал в празднестве, вплоть до
той поры, когда священные дни приблизятся снова.
Такие примеры можно заимствовать чуть не в каждом уголке земли. Согласно
древнему китайскому учению, предназначение танца и музыки -- удерживать мир в
его колее и обуздывать природу во благо людей. От состязаний на праздниках,
приуроченных ко времени года, зависит удача в течение всего объемлющего эти
четыре периода срока. Если люди не сойдутся все вместе, урожая не будет2.
Священнодействие -- это (дроменон), то есть свершаемое.
Представляемое зрителю --(драма), то есть действие, неважно,
происходит ли оно в форме показа или же состязания13*. Такое действие
представляет собою некое космическое событие, однако не только в виде его
репрезентации, но и как отождествление с ним. Оно вторит событию. Культовый
обряд позволяет вызвать эффект, образно представленный в действии. Его функция
-- не простое подражание, но способ стать частью, участие в действии3. Это --
"helping the action out"4 ["вызволение действия"].
Наука о культуре не задается вопросом, каким образом психология понимает
духовный процесс, который находит выражение в этих явлениях. Психология,
возможно, попытается разделаться с потребностью, приводящей к таким
представлениям, как с "identification compen-
33
Homo ludens
satrice" ["компенсирующим отождествлением"] или как с "репрезентативным
действием при невозможности выполнить настоящее действие, направленное на
определенную цель"5. Для науки о культуре важно понять, что означают эти
образные представления в духовной жизни тех народов, которые творят их и
почитают.
Мы затрагиваем здесь основы науки о религии, вопрос о сущности культа, обряда,
мистерии. Древнеиндийский обряд жертвоприношения, известный по Ведам14*, целиком
покоится на идее, что культовое действие, будь то жертва, состязание или
представление, понуждает богов дать ему совершиться, если только некое желаемое
космическое событие представить, передать, вообразить в ритуале. Для античного
мира эти взаимосвязи убедительно разрабатывает в своей книге Themis, A Study of
the social origins of Greek religion6 [Фемида, Исследование социальных истоков
греческой религии] мисс Дж. Э. Харрисон, исходя из боевого танца куретов на
Крите15*. Не вдаваясь во все историко-религиозные вопросы, обусловленные этой
темой, рассмотрим поближе игровой характер архаического культового действа.
Итак, в свете изложенного культ есть показ, драматическое представление,
образное воплощение, замещающее действительное осуществление. б ходе священных
празднеств, возвращающихся с каждым из времен года, люди сообща отмечают великие
события в жизни природы, устраивая посвященные им представления. Они
воспроизводят смену времен года, изображая восход и заход созвездий, рост и
созревание плодов, рождение, жизнь и смерть людей и животных. По выражению Лео
Фробениуса, человечество разыгрывает порядок вещей в природе7 в той мере, в
какой оно его постигает. Согласно Фробениусу, в далекие, доисторические времена
оно охватывало своим сознанием прежде всего явления растительного и животного
мира, а затем уже дошло до понимания значения порядка во времени и пространстве,
чередования месяцев и времен года, небесного движения солнца. И вот оно
разыгрывает весь порядок бытия в священной игре. И в этой игре, и через игру оно
вновь воплощает представленные события и помогает тем самым поддержанию мирового
порядка. Да и другие вещи должны были вытекать из игры. Ибо в формах культовых
игр человечество нащупывало порядок в самом человеческом обществе, закладывало
зачатки своих простейших государственных форм. Король -- это солнце, королевская
власть -- образное воплощение его небесного хода; всю свою жизнь играет король
"солнце", чтобы в конце концов разделить судьбу солнца:
его собственный народ в ритуальной форме кладет предел его жизни16*.
Вопрос, насколько это объяснение ритуального цареубийства и всей лежащей за ним
концепции можно считать доказанным, пусть решают другие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153