Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Эмиль Фаге обмолвился как-то о "le grain de sottise necessaire au
lyrique moderne" ["необходимой крупице глупости в современной лирике"]. Но это
касается не только лириков наших дней: сама сущность лирики состоит в том, что
она вырывается за пределы сковываемого логикой разума. Основная черта
лирического воображения -- склонность к невероятным преувеличениям. Поэзия не
знает жестких орбит. В немыслимо смелых образах фантазия космогонических и
мистических загадок Ригведы встречается с образным языком Шекспира, прошедшего
через все традиции классицизма и аллегории и все же сохранившего порыв
архаического vatis [пророка-сказителя].
Впрочем, склонность, выдумывая непомерные качества или количества, создавать
образы, настолько поразительные, насколько это возможно, проявляется не только
как исключительно поэтическая функция, в лирической форме. Потребность в
поразительном -- типичная функция игры. Она свойственна ребенку, и она заново
возвращается к душевно-
140 Глава VIII
больным10, так же как она всегда была желанна для тех, кто подвергал
литературной обработке мифы или жития святых. В древнеиндийской легенде Чьявана,
подвизаясь в аскезе, гаме, прячется в муравейнике, так что видны только горящие
угольки его глаз. Вишвамитра тысячу лет стоит на цыпочках10*. Связь игры с
невероятными размерами и числами объясняет немалую часть представлений о
великанах и карликах, от мифических персонажей до Гулливера. Тор и его спутники
находят в необъятной спальне боковой покой, где и проводят ночь. Наутро
оказывается, что это было не что иное, как большой палец рукавицы великана
Скрюмира11. Стремление поразить безграничным преувеличением или путаницей
величин и размеров никогда не следует, как мне кажется, принимать слишком
всерьез, независимо от того, встречаем ли мы все это в мифах, образующих
составную часть системы верований, или же в порождениях чисто литературной либо
подлинно детской фантазии. Во всех этих случаях мы имеем дело с тем же самым
влечением к играм духа. Веру архаического человека в мифы, которые творит его
дух, мы все еще слишком часто невольно представляем себе в соответствии с
критериями наших нынешних научных, философских или догматических убеждений.
Полушутливый элемент неотделим от настоящего мифа. Здесь всегда берет слово та
"ошеломляющая доля поэзии", о которой говорит Платон12. Потребность в
поразительном, выходящем за любые пределы -- вот что в значительной степени
объясняет появление мифологических образов.
Если поэзия -- в широком смысле первичного своего понятия, греческого поэзис --
и восходит вновь и вновь к сфере игры, то осознание ее по сути игрового
характера сохраняется не во всем. Эпос не ассоциируется с игрой, как только его
больше не декламируют на общественных празднествах и он служит только для
чтения. Также и лирику едва ли воспринимают в виде игровой функции, когда она
теряет свою связь с музыкой. Только театральное представление, с присущим ему
неизменным свойством быть действием, удерживает прочный союз с игрой. Язык также
отражает эту тесную связь, в особенности латынь и языки, черпающие из источника
Лациума11*. Драма называется в них игрой, ее играют. Вызывает удивление, хотя
это и понятно в свете уже сказанного ранее13, что как раз у греков, создателей
драмы во всем ее совершенстве, слово игра не применяется ни по отношению к
театральному представлению, ни по отношению к зрелищу вообще. Тот факт, что
греки не выработали слова, объемлющего всю область игры, уже обсуждался выше. В
известном смысле это следует понимать так, что жизнь эллинского общества во всех
ее проявлениях была настолько пронизывающе глубоко "настроена" на игру, что
игровой элемент едва ли входил в сознание как нечто особенное.
Свое происхождение из игры еще долго обнаруживают трагедия и комедия. Аттическая
комедия выросла из необузданного комоса празднества Диониса12*. Осознанной
литературной практикой становится она
141 Homo ludens
лишь на более поздней стадии. Но и тогда, во времена Аристофана, она все еще
демонстрирует всевозможные следы своего дионисийского сакрального прошлого. В
шествии хора, называемом парабасис13*, она свободно обращается к публике с
издевками и насмешками и перстом указывает на свои жертвы. Ее древнейшие черты
-- фаллическое убранство актеров, переодевание хора, в особенности использующего
маски животных. Своими Осами, Птицами, Лягушками Аристофан продолжает священную
традицию представлений под личиной животных. Древняя комедия с ее открытыми
нападками и язвительными насмешками полностью находится в сфере бранных и
подстрекательских, и тем не менее праздничных чередующихся песнопений, о которых
уже говорилось выше. Путь развития, совершенно параллельный греческой комедии,
реконструировал недавно для германской культуры, хотя и в виде гипотезы, но с
высокой степенью вероятности и весьма убедительным образом, Роберт Штумпфль в
своем труде Kultspiele der Germanen als Ursprung des mittelalterlichen Dramas14
[Культовые игры германцев как первоисток средневековой драмы].

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153