Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Как нам это следует понимать?
Согласно мнению, в котором Эренберг сходится с Буркхардтом, греческое общество,
по завершении архаического и героического периодов своей культуры, исчерпав в
серьезной борьбе свои лучшие силы, продолжает -- теперь уже вторичное --
движение в направлении агонального как всеохватывающего социального принципа.
Это переход "aus Kampf zu Spiel"76 ["от борьбы к игре"] и поэтому -- вырождение.
Несомненно, преобладание агонистики в конце концов приводит ее именно к этому.
Агон, с его фактической бесцельностью и бессмысленностью, в конечном счете
означал "Aufhebung aller Schwere des Lebens, Denkens und Handelns,
Gleichgultigkeit gegenuber aller fremden Norm, Verschwen-dung um des einzigen
willen: zu siegen"77 ["устранение всех тягостей, связанных с жизнью, мыслями и
поступками, равнодушие ко всяческим чуждым нормам, растрачивание себя ради
одного единственного: одержать победу"]. В этих словах, разумеется, много
правды, между тем как последовательность явлений все же иная, чем полагал
Эренберг, и всеобъемлющая формулировка значения агонального для культуры должна
быть выражена по-другому. Не было перехода ни "от борьбы к игре", ни "от игры к
борьбе", но "в состязательной игре -- к культуре"; при этом состязание временами
заглушало ростки культуры и одновременно как бы теряло свою игровую, священную и
культурную ценность, вырождаясь в открытую страсть соперничества. Исходным
пунктом здесь Должно служить представление о еще детском, в сущности, чувстве
игры, которое проявляется во множестве игровых форм, то есть связанных правилами
и выхваченных из "обыденной жизни" действий, в которых может раскрываться
врожденная потребность ритма, изменчиво-
83
Homo ludens
сти, антитетической кульминации и гармонии. С этим чувством игры сочетается дух,
взыскующий чести, достоинства, превосходства и красоты. Все мистическое и
магическое, все героическое, все мусическое, логическое и пластическое ищет
форму и выражение в благородной игре. Культура берет начало не как игра и не из
игры, но в рамках игры. Антитетическая и агонистическая основа культуры задается
в игре, которая древнее и первичнее, чем любая культура. Возвращаясь к нашему
исходному пункту, к римским ludi, заметим: именуя священные состязания попросту
играми, латынь выражает свойство этого элемента культуры столь точно, сколь это
возможно.
В процессе развития каждой культуры функция и структура агона уже в архаический
период достигают наиболее зримой и самой прекрасной формы. По мере того как
материал культуры усложняется по составу, делается все более разнообразным и
пестрым, а техника производственной и общественной жизни, индивидуальной и
коллективной, становится все более утонченной, почва культуры зарастает идеями,
системами, понятиями, учениями и нормами, сведениями и обычаями, которые всякое
касательство к игре, казалось бы, уже вовсе утратили. Культура становится все
более и более серьезной и отводит игре лишь все более второстепенное место.
Агональный период уже миновал. Или кажется, что миновал.
И вот прежде чем двинуться далее, постепенно отмечая игровые элементы в наиболее
значительных проявлениях культуры, окинем взором группу явно игровых форм, на
примере которых мы пытались прояснить связь архаической культуры и игры. Мы
увидим, что по всей земле на территории обитания раннего человеческого общества
господствует комплекс совершенно однородных представлений и обычаев
агонисти-ческого характера. По всей видимости, эти состязательные формы
возникают независимо от особенностей религиозных представлений, свойственных
тому или иному народу. Готовое объяснение этой однородности лежит в самой
человеческой природе, всегда устремленной к высшему, будь это высшее земной
славой и превосходством -- или же преодолением всего земного. Врожденной
функцией человека, благодаря которой осуществляется это стремление, и будет
игра.
Если в явлениях культуры, которые мы здесь имеем в виду, это игровое качество на
самом деле первично, тогда будет логично полагать, что между всеми этими
формами: потлатчем и кулой, антифонным пением, состязанием в хуле, бравадой,
кровавым поединком и пр. -- не проходит никакой четкой границы. Это станет еще
яснее, если мы, переходя теперь к рассмотрению различных функций культуры,
каждой в отдельности, прежде всего поговорим о взаимосвязи игры и права.



IV
ИГРА И ПРАВОСУДИЕ
На первый взгляд сфера права, закона и правосудия чрезвычайно отдалена от сферы
игры. Ибо священная серьезность и живейшие интересы отдельного человека и
общества в целом царят во всем, что касается права и правосудия. Этимологическая
основа для выражения понятий "право", "суд" и "закон" преимущественно
определяется словесной областью принятия, установления, указания, поддержки,
порядка, выбора, разделения и объединения, установления согласия, обязывания,
следования обычаю, очевидности.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153