Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Всюду, где пароль на -изм
скрепляет воедино некое художественное направление, явно вырисовывается картина
игрового сообщества. Современный аппарат организации общественной жизни, с
литературно изощренной художественной критикой, с выставками и лекциями, призван
к тому, чтобы повышать игровой характер художественных манифестаций.
Совершенно по-другому, чем в отношении искусства, обстоит дело с попыткой
определить игровое содержание современной науки. Причина здесь в том, что
последнее почти неизбежно возвращает нас к основному вопросу: "что такое игра?"
-- тогда как мы до сих пор неизменно пытались исходить из категории игры как
данности и величины общепринятой. В качестве одного из существенных условий и
признаков игры мы с самого начала установили пределы игрового пространства,
некий намеренно ограниченный круг, внутри которого и происходит действие в
соответствии с провозглашенными правилами. Возникает склонность поэтому чуть ли
не внутри каждой выгороженной территории уже заранее видеть игровое
пространство. Нет ничего легче, как за каждой наукой, на основании ее
изолированности в границах данного метода и определенных понятий, признать
игровой характер. Если же мы постараемся придерживаться очевидного и приемлемого
для непредвзятого мышления понятия игры, то чтобы квалифицировать то или иное
явление как игру, понадобится нечто большее, чем всего лишь игровое
пространство. Игра фиксируется во времени, она сама по себе исчерпывается и вне
себя самой не имеет никакой собственной цели. Ее поддерживает сознание
радостного отдохновения, вне требований обыденной жизни. Все это не подходит
науке. Ибо она ищет прочного контакта с всеобщей реальностью, значимости для
этой реальности. Ее правила -- в отличие от правил игры -- не являются
незыблемыми раз и навсегда. Опыт постоянно изобличает ее во лжи, после чего она
сама себе изменяет. Правила игры нельзя уличить во лжи. Игру можно варьировать,
но в нее нельзя вносить изменения.
Таким образом, существуют все основания, чтобы заключение о том, что всякая
наука есть лишь игра, пока что отложить в сторону как весьма дешевую истину.
Другое дело вопрос, не может ли наука заниматься "игрою" внутри области,
ограниченной ее же собственным методом. Так, например, со всякой склонностью к
систематизации почти нерушимо связано влечение к игровому. Прежняя наука,
недостаточно опиравшаяся на опыт, имела обыкновение пускаться в безбрежное
систематизирование всех мыслимых свойств и понятий. Наблюдения и расчеты,
бесспорно, здесь являются тормозом, но отнюдь не абсолютной гарантией. С
терминами однажды разработанного специального метода все еще можно легко
обращаться как с игровыми фигурами. В этом с Давних пор упрекали законоведов.
Языкознание также заслуживало подобный упрек, поскольку оно безрассудно
принимало участие в старинной игре толкования слов, бывшей в ходу со времен
Ветхого Завета и
193
Homo ludens
Бед и до сих пор привлекающей каждого, кто не имеет и понятия о языкознании.
Есть ли уверенность в том, что новейшие строго научные синтаксические школы не
находятся на пути к новой игрофикации? Не вводится ли то одна, то другая наука в
сферу игры слишком усердным применением фрейдистской терминологии сведущими и
несведущими в ней людьми?
Не говоря о возможности для научного специалиста или дилетанта "играть"
терминами своего предмета, сами научные занятия втягиваются в орбиту игры из-за
жажды к соревнованию. Хотя конкуренция в науке не имеет столь непосредственно
экономических оснований, как в искусстве, логическому развертыванию культуры, с
другой стороны, противоречивый характер более свойствен по самой ее природе.
Выше были приведены рассуждения по поводу истоков знания и науки в архаические
периоды: они всегда лежали в области агонального. Не без оснований говорилось о
полемичности науки. Но весьма неблагоприятный признак, когда в науке желание
опередить в своем открытии другого или опровергнуть его доказательства
решительно выдвигается на первый план. Подлинное стремление к познанию истины
путем исследований невысоко ценит торжество над противником.
Подводя итог, можно, пожалуй, склониться к суждению, что современная наука --
коль скоро она придерживается строгих требований точности и любви к истине и
поскольку, с другой стороны, нашим критерием остается понятие игры во всей его
очевидности -- относительно малодоступна для игрового подхода и обнаруживает
явно меньше игровых черт, чем в ранние годы ее возникновения или в период ее
оживления со времен Ренессанса вплоть до XVIII столетия.
Если же мы, наконец, обратимся к определению игрового содержания нынешней
общественной жизни вообще, в том числе и политической жизни, то здесь нужно
будет с самого начала различать две возможности. Во-первых, есть основания
полагать, что игровые формы более или менее сознательно используются для
сокрытия намерений общественного или политического характера.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153