Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Осень
Средневековья, т. I настоящего издания). Произведения этой школы отличались
аллегоризмом и усложненной версификацией; "великие риторики" считали поэзию
"второй риторикой", т. е. красноречием, облеченным в замысловатую форму.
Большинство "великих риториков" жили в XV в. (бургундский поэт и хронист Жан
Молине умер в 1507 г.), но их традиции продолжались и в XVI в., например, в
творчестве поэта Жана Леме-ра де Бельж (т. е. "из Бельгии"), ученика Молине.
10* Пасторальный жанр -- воспевание пастушеской жизни (pastor -- лат. "пастух"),
протекающей в Аркадии, мало напоминающей реальную область в Греции, вдали от
соблазнов цивилизации, наедине с природой, жизни неиспорченной, чистой, --
возник еще в греческой Античности, вершины достиг в Буколиках (Пастушеских
стихотворениях), они же Эклоги (Избранные). Вергилия, был популярен в позднем
Средневековье и -- особо -- в эпоху Ренессанса. Во времена Возрождения пастораль
пользовалась успехом как потому,
373
Комментарии
что это был освященный Античностью жанр, так и ввиду стремления уйти из
жестокого и кровавого окружающего мира: конец XV в. -- XVI в. -- эпоха
Итальянских войн, опустошавших Апеннинский полуостров. Образцом ренессансной
пасторали считается Аркадия, поэма с большими прозаическими вставками,
принадлежащая перу Якопо Саннадзаро. начатая в 1480 г. и окончательно
завершенная в 1502 г. Завершает пасторальный жанр XVI в. трагикомедия Верный
пастух, созданная в 1600 г. падуанским профессором красноречия Джован Баттистой
Гуарини.
11* Об Амадисе Галльском см. Осень Средневековья (т. I настоящего издания),
примеч. 4* к гл.V
12* Весьма популярный сборник новелл Гептамерон (Шестоднев). принадлежащий перу
сестры короля Франции и супруги Короля Наваррского Маргариты и вышедший впервые
в свет в 1558 г., посвящен в первую очередь любви. Персонажи Гештамерона спорят
о ней и иллюстрируют свои мнения -- фривольные и суровые, христианские и
основанные на платонизме -- рассказами.
13* Хюго де Гроот, писавший под латинизированным, как полагалось в научных
кругах, именем Гуго Гроций, в упомянутом труде, впервые вышедшем в свет в 1625
г., систематически изложил (отдельные идеи высказывались еще в Античности)
принципы теории естественного права, источником которого он считал природу
человека, диктующую стремление к мирному общежитию, организованному согласно
принципам разума.
14* Пор-Руаяль -- парижское аббатство, ставшее во второй половине XVII в.
центром янсенизма, течения во французском и нидерландском католицизме, близкого
в определенных отношениях к протестантизму и названного по имени основателя --
голландского теолога Корнелия Янсения (Янсена). Янсенисты критиковали
оптимистические воззрения на свободу воли, за что тезисы Янсена подверглись
церковному осуждению еще в середине XVII в. Обостренное чувство личной
греховности, готовность к мученичеству, противостояние королевскому деспотизму
(Людовик XIV считал янсенистов личными врагами) и безнравственной политике и
религиозной практике главных оппонентов, иезуитов, -- все это делало данное
течение привлекательным для людей с чуткой совестью и сильным интеллектом.
Физики Блез Паскаль и Антуан Арно, логик Пьер Николь, педагог Клод Лансло были
членами общины Пор-Руаяль, к ней тяготел великий драматург Жан Расин. Янсенисты,
глубоко озабоченные проблемой греха и искупления, выступали против мягкой
исповедальной практики иезуитов, требовали публичной исповеди, а также
длительных и унизительных аскетических упражнений для кающихся грешников,
15* Имеется в виду портрет нидерландского врача и естествоиспытателя Хермана
Бур-хааве кисти голландского художника первой половины XVIII в. Корнелия
Трооста.
16* Бернар Ле Бовье де Фонтенель, французский писатель и философ, член и
непременный секретарь Французской Академии, активный участник спора "Древних" и
"Новых" (см. примеч. 29* к гл. IX) на стороне последних, в трактате Беседы о
множественности миров отстаивал идеи Джордано Бруно о бесконечности Вселенной и
множественности миров, населенных разумными существами.
17* Имеются в виду получившие развитие в первой трети XX в. авангардистские
направления в музыке: атональный принцип композиции, додекафония Арнольда
Шенберга, его учеников Антона Веберна и Альбана Берга.
18* Скульптор и художник Джон флаксман являлся творцом рисунков, по которым
английский керамист, изобретатель нескольких разновидностей фаянса Джосайя
Вед-жвуд создавал рельефы в античном стиле. Уильям Адаме был учеником Веджвуда,
но в 1790 г. поссорился с мастером, ушел от него и основал совместно с братом
(или сыном -- сведения неясны) керамическую мастерскую "Адамс и К°".
19* Замок Отранто (1765 г.) -- первый из так называемых "готических романов"
(они же -- "черные романы", "романы ужасов"), где непременно наличествуют
приключения, ужасы, мистика, а в центре повествования -- демоническая личность.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153