Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Миф, для
того чтобы его почитали в качестве священного элемента культуры, нуждается
теперь либо в мистической интерпретации, либо должен культивироваться
исключительно как литература. По мере того как из мифа исчезает элемент веры,
игровой тон, свойственный ему изначально, звучит все сильнее. Уже о Гомере
нельзя говорить как о верующем. Тем не менее миф как поэтическая форма выражения
божественного, даже после утраты им прежней ценности быть адекватным
воспроизведением всего постижимого, продолжает сохранять важную функцию и помимо
чисто эстетической. Аристотель и Платон все еще излагают глубочайшую суть своей
философской мысли в форме мифа: у Платона это миф о душе, у Аристотеля --
представление о любви вещей к неподвижному движителю мира.
Для понимания игрового тона, присущего мифу, ни одна мифология не может быть
яснее, чем первые трактаты Младшей Эдды. Gylfaginning [Видение Гюльви] и
Skaldskaparmal [Язык поэзии]20*. Здесь налицо мифологический материал, целиком и
полностью ставший литературой, -литературой, которая из-за ее языческого
характера должна была бы быть официально отвергнута, но которая тем не менее как
достояние культуры была в чести и в ходу15. Авторы были христианами и даже
людьми духовного звания. Они описывают мифические происшествия в тоне, в котором
явственно слышны шутка и юмор. Однако это не тон христианина, который в силу
своей веры ощущает себя вознесенным над поверженным язычеством и над ним
насмехается, и еще менее тон новообращенного, который сражается с прошлым как с
дьявольским мраком, -- это скорее тон наполовину веры, наполовину серьезности,
как он исстари присутствовал в мифологическом мышлении, тон, который и в прежние
добрые языческие времена, по всей видимости, вряд ли звучал иначе. Соединение
нелепых мифологических тем, чисто первобытной фантазии -- как, например, в
повествованиях о Хрунгнире, Гроа, Аурвандиле21* -- и высокоразвитой поэтической
техники точно так же вполне согласуется с сущностью мифа, который всегда
неизменно устремлен к наиболее возвышенной форме выражения. Название первого
трактата Gylfaginning, то есть Розыгрыш Гюльви, дает немало пищи для
размышления. Он написан в известной нам старинной форме космогонического диалога
с вопросами и ответами. Подобные же речи ведет Тор в палатах Утгарда-Локи. Об
игре здесь справедливо говорит
130 Глава VII
Г. Неккель16. Ганглери задает древние священные вопросы о происхож-дении вещей,
о ветре, о зиме и лете. Ответы предлагают разгадку не ипаче как в виде
причудливой мифологической фигуры. Начало тракта-та Skaldskaparmal также
полностью пребывает в сфере игры: примитивная лишенная стиля фантазия о глупых
великанах и злых, хитрых карлах грубых, вызывающих смех происшествиях, чудесах,
которые в конце концов суть не что иное, как обман чувств. Мифология в ее
завершающей стадии, в этом нет никакого сомнения. Но если она предстает пе-ред
нами пресной, нелепой, деланно фантастичной, не стоит принимать эти черты за
позднейшее, недавнее искажение героических начал мифологии. Напротив, все они --
и как раз потому, что лишены стиля, -- изначально принадлежали области мифа.
Поэтические формы многообразны: метрические формы, строфические формы; такие
поэтические средства, как рифма и ассонанс, чередование строф и рефрен; такие
формы выражения, как драматическая, эпическая, лирическая. И сколь бы ни были
многочисленны все эти формы, в целом мире встречаются не иначе как исключительно
им подобные. Это же справедливо и для мотивов в поэзии и в повествовании вообще.
Число их кажется необозримым, но они все возвращаются -- вновь и вновь, повсюду
и во все времена. Все эти мотивы и формы нам настолько знакомы, что для нас одно
их существование словно бы уже говорит само за себя, и мы редко задаемся
вопросом о всепроницаю-щем основании, которое положило им быть такими, а не
иными. Это основание далеко простирающегося единообразия поэтической
выразительности во все известные нам периоды существования человеческого
общества, по всей видимости, в значительной степени следует видеть в том, что
такого рода самовыражение творящего формы слова коренится в функции, которая
старше и первозданное всякой культурной жизни. И функция эта -- игра.
Подведем еще раз итог, какими же представляются нам собственно признаки игры.
Это -- некое поведение, осуществляемое в определенных границах места, времени,
смысла, зримо упорядоченное, протекающее согласно добровольно принятым правилам
и вне сферы материальной пользы или необходимости. Настроение игры -- это
настроение отрешенности и восторга, священное или праздничное, в зависимости от
того, является ли игра священнодействием или забавой. Такое поведение
сопровождается ощущением напряжения и подъема и приносит с собой снятие
напряжения и радость.
Вряд ли можно отрицать, что этой сфере игры принадлежат по своей природе все
виды возникновения поэтической формы: метрическое или Ритмическое членение
произносимой или поющейся речи, точное попадание в обращении с рифмами и
ассонансами, то или иное сокрытие смысла, искусное построение фразы.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153