Библиотека >> Историко-критическое введение в философию мифологии

Скачать 179.57 Кбайт
Историко-критическое введение в философию мифологии

Ибо
человечество не просто разделилось на народы - оно разделилось на народы и
не-народы, хотя конечно же последние - отнюдь не то же самое, что вполне
гомогенное человечество; когда молоко свертывается, то не свернувшаяся
часть - это все равно не молоко. Особенностью названного рода и оказывается
то самое, что он не обратился в "часть", а тогда Бог, которого они
держались, стал их Богом. Когда отдельные народы как таковые вычленились из
человечества, для оставшихся умножилась притягательная сила чисто
натуральных, племенных отношений - эти отношения лишь теперь приобретают
энергию отъединения, тогда как сознанию племенных отношений до этого было
присуще значение сохранения связи каждого рода с целым, с совокупным
человечеством. Итак, истинная религия, равно как и откровение, обретается
не в человечестве и не в народе, но в таком роде, который остается в
стороне от путей народов и продолжает веровать в свою связанность с Богом
первоначальных времен. Родом этим был пошедший от Сима, сына Ноева, род
потомков Авраама; этот род противопоставляет себя народам вообще, с
которыми для него нерасторжимо связано побочное представление о
приверженцах иных Богов. Это понятие отнюдь не привязано к какому-то одному
слову, ибо там, где в наших переводах стоит слово "язычники", в еврейском
употреблены слова, которые означают просто "народы", ибо даже между словами
"ammim" и "gojim" нет в этом отношении никакого различия, как думают многие
из тех, кто знает, что современные евреи называют словом "gojim" все
нееврейские народы, прежде всего христианские. Древнееврейские писатели не
делают такого различия и даже свой собственный народ (а Израиль позднее сам
стал народом) иногда тоже называют goj. Связь понятий "политеизм" и
"народы" - мы лишь касались этой связи, теперь же я заявляю о ней как
последнем и окончательном подтверждении нашего взгляда на политеизм как
орудие разделения народов,- связь этих понятий столь глубоко запечатлелась
с самого начала в памяти этого рода, что он, даже давным-давно
превратившись в народ, продолжает называть приверженцев ложных Богов
"народами" попросту и без всякого уточнения,- словоупотребление,
характерное и для Нового завета, где язычников по-прежнему именуют
"народами" (e J n h ). Среди царей, на которых нападает со своими
сородичами Авраам, разбивая их наголову, среди всех прочих, кто
характеризуется названием своего народа или страны, упомянут и такой, кто
назван именем собственным, но при этом характеризуется лишь как царь
народов, т. е. языческий царь вообще. Итак, самих себя потомки Авраама
рассматривали не как принадлежащих к народу, рассматривали как не-народ, и
именно это и означает слово "евреи". Когда Авраам ведет войны с царями
народов, он впервые, по противоположности им, назван Haibri (ибри). И
позднее, за вычетом поэтического стиля, слово "евреи" прилагается к
израильтянам лишь по контрасту с народами. Итак, представляется, что само
имя должно было выражать отличие от народов. И Книга Бытия включает в свой
генеалогический перечень некоего Евера (10, 24; 11, 16), от которого в
шестом поколении будто бы происходит Авраам. Теперь все убеждены, что этот
Евер сам обязан своим существованием "евреям", как Дор и Ион греческих
сказаний - дорийцам и ионийцам. Ведь в этой же самой генеалогии названия
стран превращены в личные имена; так, к примеру, говорится: "Сыны Хама: Хуш
[Эфиопия], Мицраим [Египет] [...] " (10, 6), а о Ханаане сказано: "От
Ханаана родились: Сидон, первенец его [...]" (10, 15), но ведь Сидон - это
название известного города. Сейчас было бы неуместно суеверно почитать
букву. Название "евреев" невозможно возводить к случайному существованию
некоего Евера среди их пращуров, потому что такая генеалогия вовсе не
выражает противоположности "народам", как не выражает ее и то, что они
-"пришли из-за Евфрата". По форме это название - название народа, потому
что коль скоро появились народы, то и потомки Авраама стали как бы народом
в том же ряду, не будучи таковым по внутреннему существу; однако понятие,
вполне отвечающее, конгруэнтное постоянному употреблению названия по
контрасту с народами, возникает лишь тогда, когда его выводят из
соответствующего глагола, а этот глагол означает не просто "переходить"
(например, через реку), но и "проходить каким-то местом или местностью", он
вообще значит "проходить мимо". "Авраам Еврей" -это значит принадлежащий к
проходящим мимо, не связанным с постоянным местожительством, к кочевникам,
и сам праотец в Ханаане, "земле странствования отца своего", постоянно
именуется чужеземцем, ибо тот, кто не пребывает нигде, повсюду остается
чужеземцем, странником.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100