Библиотека >> Историко-критическое введение в философию мифологии

Скачать 179.57 Кбайт
Историко-критическое введение в философию мифологии



Вторая ступень этого взгляда состоит в том, что говорят так: в мифологии
вообще не подразумеваются Боги, ни настоящие, ни ненастоящие, не
подразумеваются личности, но подразумеваются безличные предметы, которые
лишь поэтически представлены как личности. Итак, принцип такого объяснения
- олицетворение: персонифицируются либо нравственные, либо природные
свойства и явления.

Поскольку Боги - это нравственные существа и в каждом из них выступает,
исключая все иные, некое свойство духа или души, которое тем самым
превышает обыкновенную человеческую меру, то ими можно пользоваться как
символами нравственных понятий - так то и было испокон века. Тем, что есть,
люди пользуются, однако пользование еще не объясняет возникновения. Если
поэт нуждается в божестве, которое призвало бы людей к умеренности и
самообладанию, он прибегнет не к гневливой Гере, но к рассудительной Афине.
Отсюда не следует, однако, что и для него, и для мифологии Афина лишь
олицетворенная мудрость. В эпоху великих политических разногласий Бэкон в
своей книжечке "De Sapientia Veterum" воспользовался мифологией, чтобы
облечь в ее форму политические идеи. Представлять же мифологию искусным
облачением моральной философии, как говорит Демон в "Чудесном маге"
Кальдерона,-



Это - сказки; в них миряне

Поэтического склада

В небожителей прозванья

Облекли предерзновенно

Философию морали,-



представлять мифологию искусным облачением моральной философии было не
столько ученым, сколько педагогическим измышлением иезуитов, которые,
соревнуясь с протестантскими школами, давали в руки своих воспитанников
произведения древних поэтов (обыкновенно в изувеченном виде) и ради этого
должны были толковать древнюю мифологию.

Что же касается физических толкований, то нельзя отрицать их материальной
возможности, однако это не оправдывает еще такой способ объяснения, потому
что тогда надо было бы сначала изолировать саму природу, отрицать ее
взаимосвязь с высшим и всеобщим миром,- взаимосвязь, которая, вероятно,
отражается в мифологии, точно так же как в самой природе. А если такие
толкования возможны, то это только лишнее свидетельство в пользу
универсальности мифологии,- она и в самом деле такова, что, стоит только
признать допустимость аллегорических объяснений, и труднее будет сказать,
что она не означает, чем то, что она означает. Поэтому попытки такого рода
- если даже не задумываться о том, как по форме объяснить возникновение
мифологии именно в таком смысле,- это в лучшем случае забава, достойная
пустых, праздных голов.

Кто лишен ощущения всеобщности и рассуждает под воздействием случайных
впечатлений, тот (как это и происходило неоднократно) может опускаться даже
до специальных физических толкований. В период расцвета алхимии адепты
видели в троянской войне так называемый философический процесс. Это
толкование можно было подкреплять даже этимологиями, которые ни в чем не
уступают по степени вероятности современным. Ибо Елена, из-за которой
началась вся война,- это Селена, Луна (алхимический знак серебра); Илион,
священный град,- это, столь же очевидно, Гелиос, Илиос, Солнце (означающее
в алхимии золото). Когда же привлекла к себе всеобщее внимание химия,
боровшаяся с флогистоном, то в мужских и женских божествах греков можно
было, если угодно, узнавать химические вещества - например, в Афродите,
выступающей всеобщей посредницей, кислород, дающий начало любому природному
процессу. В наши дни естествоиспытатели заняты по преимуществу
электромагнетизмом и электролизом, так почему бы и все это не найти в
мифологии? Напрасно опровергать такого толкователя, для которого видеть
свой новейший лик в столь древнем зеркале - бесценное счастье, так что он
считает совершенно излишним демонстрировать то, как же это люди,
придумавшие мифы, обрели столь великолепное знание физики, какое он
предполагает в них, и то, что заставило их облечь свое знание в столь
затейливые, таинственные одежды.

Все же выше таких специальных толкований те интерпретации, согласно которым
в мифологии отражена естественная история; правда, для некоторых
интерпретаторов мифология - это всего лишь аллегория годичного, мнимого
прохождения Солнца через знаки зодиака; для других мифология - это самая
настоящая естественная история в поэтической форме, последовательность
изменений и катастроф, какие предшествовали современному, спокойному
состоянию Земли, и враждебные отношения друг к другу последовательно
выступающих поколений Богов, а особенно борьба титанов с самым младшим
поколением Богов, дают предостаточно поводов для такого толкования; а если
идти дальше, то можно дойти и до естественной теории происхождения мира
(космогонии), которая якобы содержится в мифологии.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100