Библиотека >> Историко-критическое введение в философию мифологии

Скачать 179.57 Кбайт
Историко-критическое введение в философию мифологии



У мифологии нет иной реальности, кроме сознания,- да, это так; вся
мифология исчерпывается определениями сознания, т. е. его представлениями,
однако сам процесс, эта последовательность представлений - они-то не могут
в свою очередь быть просто воображаемыми, они-то должны были реально иметь
место, действительно происходить в сознании; не мифология создает эти
представления, наоборот, мифология создается ими, ибо мифология - это
только целое этих учений о Богах, какие действительно выступали
последовательно, друг за другом, так она и возникла благодаря этой
последовательности.

Именно потому, что Боги существуют лишь в представлении, последовательный -
сукцессивный - политеизм может становиться реальностью лишь благодаря тому,
что сознание полагает сначала одного Бога, потом его место заступает
другой, который не просто уничтожает его (тогда бы сознание перестало
что-либо знать о нем), но переносит из настоящего в прошедшее и не отнимает
у него всяческую божественность, но отнимает лишь исключительность. Тем
самым высказан чистый факт (а ведь как часто хвалятся этим и как же редко
найдешь таковой!) - факт этот не раскрыт в сукцессивном политеизме, а он
наличествует как такой политеизм. Мы не объясняем, почему первый Бог был
таковым, что за ним последовал другой, не объясняем, по какому закону этот
второй следует за первым,- все это остается сейчас в стороне, а в качестве
факта утверждается одно то, что так было, что мифология, как показывает она
сама, возникла таким путем: она не изобреталась, не выходила из распадения
единства, но возникла благодаря такой последовательности, какая реально
имела место в сознании.

Мифология - это не такое учение о Богах, какое просто представлялось бы в
последовании. Борьбе между следующими друг за другом Богами, о какой
повествует теогония, вообще не было бы места среди мифологических
представлений, если бы только она не совершалась реально в сознании
народов, которым известно об этой борьбе, в сознании человечества, частью
которой является всякий народ. Сукцессивный политеизм можно объяснить, лишь
предположив, что сознание человечества последовательно останавливалось -
реально останавливалось - на каждом из этих моментов. Боги, следующие друг
за другом, один за другим реально овладевали сознанием человечества.
Мифология - история Богов, т. е. настоящая мифология,- могла зарождаться
лишь в самой жизни, она должна была быть пережита и испытана.

Произнося эти последние слова, я с радостью замечаю, что те же самые
выражения применил к мифологии Крейцер в одном устном высказывании о ней, в
разговоре. Очевидно, естественное впечатление одержало тогда верх над
предвзятой гипотезой, и потому когда мы в чем-то возражаем этому
глубокомысленному мужу, разбирая по форме его способ объяснения, то мы лишь
противопоставляем его словам то, что было высказано его совершенно
правильным, истинным чувством.

Всякий поймет, что последование представлений, сквозь которые реально
прошло сознание,- это единственно натуральное объяснение мифологического
политеизма.

Если с таким выводом в руках вернуться теперь к нашему главному вопросу,
ради которого и было предпринято все это рассуждение, к вопросу, который
настоятельно требует ответа - был ли общий для всего человеческого рода Бог
непременно безусловно-единым и, следовательно, немифологическим, то вы сами
видите теперь, что тут нет непременности вывода и что действие, что
касается как единства человечества, так и затем разделения его на народы,
достигается в любом случае, даже если этот Бог - просто первый (только не
объясненный и не познанный так) элемент последования Богов, т. е.
сукцессивного политеизма. Пусть этот первым явившийся в сознание Бог будет
А; тогда сознание не подозревает, что ему предстоит еще второй, В, который
сначала встанет рядом с первым, потом над ним. Итак, первый Бог пока не
только вообще один, но он один в таком смысле, в каком уже не сможет быть
одним никакой последующий Бог. Ибо Богу В уже предшествовал в сознании Бог
А, Богу С (ведь есть причина предполагать, что второй, оттеснивший первого,
просто прокладывает путь для третьего) в сознании предшествовали - коль
скоро он заявится - Боги А и В. Но Бог А - это тот Бог, прежде которого не
было иного и после которого - так представляло себе сознание - не будет
иного; следовательно, он не просто случайно, он на деле вообще
безусловно-единый. Многобожия - в том смысле, как мы определяем его
теперь,- многобожия вообще еще нет. Поэтому если под монотеизмом понимать
лишь противоположное многобожию, то в сознании реально есть монотеизм;
однако легко усмотреть и то, что этот монотеизм, абсолютный для
человечества, объятого им, сам по себе и для нас есть лишь относительный
монотеизм. Ведь абсолютно-единый Бог - это тот, который не допускает и
возможности иных Богов, кроме себя, а относительно-единственный - тот,
прежде которого и после которого нет иных.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100