Библиотека >> Историко-критическое введение в философию мифологии

Скачать 179.57 Кбайт
Историко-критическое введение в философию мифологии

Ибо, например, человек, называющий снег "снегом",
конечно же представляет себе предмет, но он не мыслит его в собственном
смысле слова. А для тех мужей все дело было в понятии, и такое понятие
должно было быть зафиксированным в наименовании. Итак, пусть им, к примеру,
нужно определить три разновидности ненастья - снег, дождь, град. Они
обнаруживают, что град бьет, и потому могут, конечно, сказать - "бьющий",
однако это будет предикат, а не предмет. Итак, они именуют его
"побивателем", по-гречески k o t t o V (от глагола k o p t w ), а это, как
известно, имя одного из сторуких гигантов у Гесиода. Наблюдая дождь, можно
заметить, что он прокладывает в земле бороздки (правда, куда чаще он
размывает проложенные борозды), а потому назвать его "прокладывателем
борозд" - по-гречески то будет g u g h V , а это имя другого Гесиодова
исполина. Оказывается затем, что снег тяжел и ложится на землю тяжким
бременем, так что можно назвать его "тяжелым мужем" - b r i a r e w V ,
однако, называя его так, думают не о муже и не о великане, а просто о
снеге. Не сам предмет олицетворяется, как у Гейне, а, если угодно, только
словесное выражение, и такая грамматическая персонификация не заключает в
себе ничего необычного, так как подобные выражения встречаются во всех
языках. Представлять же как личности сами предметы - вроде того, как
народный юмор называет резко дующий ветер святым Блазием,- совсем не
входило в замыслы изобретателей или изобретателя мифологии (в конце сам
Герман говорит лишь об одном лице). Эпохе, отличавшейся такой научной
серьезностью, какая необходима была, чтобы произвести на свет целое
Гесиодовой "Теогонии", как рассматривает ее Герман,- такой эпохе, конечно,
уже не по вкусу были персонификации в духе гейневских, ведь в Гесиодовой
"Теогонии", по словам Германа, заключены столь основательные знания, столь
последовательная взаимосвязь, столь строгий порядок (все это его
собственные выражения), что Герман ни минуты не колеблется объявить самым
поразительным шедевром древности учение, лежащее в основе "Теогонии"; в
мифах Герман видит не поверхностное собрание гипотез, но теории, основанные
на "богатом опыте", тщательном "наблюдении", даже строгом "расчете", а в
целом здании мифологии - не только фундаментальную науку, но и глубокую
мудрость.

Оставим в стороне вопрос о том, какую роль в этих несколько преувеличенных
похвалах играет естественная привязанность человека к предметам его
собственных подлинных или мнимых открытий, или же не слишком точное понятие
о ценности подобных эпитетов, которые не показались бы нам слишком
умеренными, даже если бы речь шла о Лапласе с его "Systeme du Monde", или
же обе эти причины вместе. Бесспорно, к результатам фундаментальной науки
нельзя причислить следующие теории: семена (p e r s e j o n h ) должны быть
скрыты в земле (похищены богом подземного мира), чтобы принести плоды; вино
(d i o n u s o V ) происходит от винограда (Семелы); море всегда волнуется,
но направление волн бывает различным - и тому подобные уроки, которые любой
человек, появляясь на свет, получает зазря и бесплатно. Чтобы убедиться в
философическом духе "Теогонии", нужно обратиться не к отдельному (где
неизбежны и общеизвестные суждения), но к целому, особенно же к началу,
объяснению которого по Герману мы с удовольствием уделим несколько
мгновений.

Итак, древний философ, положивший самое первое основание,- самому Гесиоду
оно уже не было понятно - намеревался повести свое объяснение мира с самого
начала, т. е. с того момента, когда еще ничего не было. Поэтому он говорит:
прежде всего был Хаос; этимологически это значит (от c a w , c a i n w )
"широкое", еще открытое для всего, не заполненное никаким веществом, пустое
пространство. Вслед за Хаосом может, естественно, наступить лишь то, что
заполнит его,- материя, которую пока следует мыслить как лишенную формы;
этимологически это то, из чего все становится (от g a w , g e g a a ), т.
е. не Земля, а правещество всего становления, еще не получившее формы
основание всего, что возникнет впоследствии. Таким образом, теперь положено
и то, в чем, и то, из чего все произойдет, и не хватает лишь третьего,
посредством чего все становится. Это третье - все соединяющая связь,
"единитель" Эрот (от e i r w ), которому здесь присуще только это научное
значение, а не значение позднейшего Бога. Положив теперь эти три элемента,
философ может перейти к объяснению того, как сотворены все вещи.

Три первые порождения пространства как первоэлемента суть следующие: 1)
Эреб, "покрыватель"; это имя придается тьме, которая покрывает вещество,
пока ничего еще не создано из него; 2) Никта - не ночь, потому что и здесь
следует держаться празначения; это имя - от n u e i n (n e u e i n ),
nutare, vergere - "склоняться вниз", потому что ближайшее следствие (т. е.
порождение) пространства - это движение, а первое, самое простое движение -
это движение вниз, падение.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100