Библиотека >> Историко-критическое введение в философию мифологии

Скачать 179.57 Кбайт
Историко-критическое введение в философию мифологии


Рассказывается о том, что сыны Божий (в еврейском артикль обозначает здесь
единственного Бога), т. е. те, в ком живет первый, безусловный для того
времени Бог, видят "дочерей человеческих"; однако кого же можно понимать
здесь под людьми в противоположность сынам Божиим, как не приверженцев
Бога, благодаря которому люди и становятся людьми, утрачивая несломленную
силу, могущество первой поры,- итак, рассказывается, что те, в ком еще жив
сильный Бог первозданной поры, склоняются к дочерям людей, т. е.
приверженцев второго Бога, соединяются с ними и порождают тот самый
срединный род, который в греческой мифологии мы встречаем под именем
гигантов,- и здесь они тоже занимают место посредине между Богом первой
поры и более человеческими Богами, антропоморфичным политеизмом позднейшего
времени, противясь такому развитию в сторону человеческого (ведь Бог первой
поры все еще "сверхчеловечен" в нашем смысле) , сдерживая такое развитие.
Именно так и возникает, согласно Книге Бытия, срединный род; он пребывает
между временами, но поступательное движение неудержимо, а потому он
недолговечен, обречен гибели; всемирный потоп и вызывает его гибель. Именно
потоп и свидетельствует о подлинности столь своеобразно окрашенного
фрагмента повествования - он действительно восходит к праисторическому
преданию. В более поздние времена невозможно было изобрести ничего
подобного. Ярко мифологическая окрашенность и отличает этот рассказ от
последующего повествования о всемирном потопе, где все приближено к
позднейшему взгляду Моисея. Однако и Моисеево повествование позволяет
распознать подлинную причину потопа. Бога побуждает покрыть землю
губительным потоком воды то, что "велико развращение человеков на земле"
(Быт. 6, 5).

Однако здесь имеются в виду не злые мысли в обычном (моральном) смысле -
это показывает одно особенное выражение: Бог говорит, что склад, или
поэтический строй (figmentum), мыслей и помышлений людей был "зло" (5, 6).
Такое же выражение встречается в других местах, причем в контексте, который
не оставляет сомнений в его смысле. Так, обращаясь к Моисею, когда тому
подошло время умирать, Иегова говорит: "Итак, напишите себе слова песни
сей, и научи ей сынов Израилевых, [...] ибо Я введу их в землю [добрую],
как я клялся отцам их, [...] и они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и
обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат
завет Мой, [...] Я знаю мысли их, которые они имеют ныне, прежде нежели Я
ввел их в [добрую] землю [...] " (Втор. 31, 19-21). А на последнем собрании
начальников царь Давид говорит Соломону: "И ты, Соломон, сын мой, знай Бога
отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь
испытует все сердца и знает все движения мыслей [строй всех помыслов]. Если
будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя
навсегда" (1 Пар. 28, 9). Так говорит царь Давид и в своей последней
молитве, когда он приготовил все к строительству храма: "Господи, Боже
Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! сохрани сие навек, сие расположение
мыслей сердца народа Твоего [такой строй помыслов в душе], и направь сердце
их к Тебе" (1 Пар. 29, 18). Согласно словоупотреблению, у всех этих слов
религиозное значение. Под строем мыслей, все более склоняющимся к дурному,
понимаются политеистические соблазны, которые проявляются все сильнее.

"Ной же обрел благодать пред очами Господа" (Быт. 6, 8), и Бог открыл ему
себя - все это лишь потому, что Ной был человек стойкий и "без премены",
как превосходно переводит Лютер, т. е. он не склонялся ко второму Богу в те
времена. Итак, соблазны политеизма приводят ко всемирному потопу. А каков
же итог? Что - все люди были истреблены и исчезли с лица Земли? Отнюдь нет.
Бог в конце концов и сам видит, что "помышление сердца человеческого - зло
or юности его" (Быт. 8, 21), ср. 6, 5; "от юности" - простое выражение
естественной, неодолимой склонности, и, именно по этой причине, решая не
поражать больше всего живущего, он сам признает, что человеческий род
нельзя было удержать от перехода к политеизму. Итак, в самом повествовании
Моисея потоп в конце концов, по своему результату,- это лишь граница двух
эпох, эпохи рода человеческого, сверхчеловечески могучего, и эпохи рода
совсем человеческого, повернувшегося в сторону всего человеческого и именно
оттого предающегося политеизму.

Сопоставим теперь повествование Моисеево с подобными же преданиями иных
народов! Если посмотреть, какие божества эти предания связывают с
истребляющим жизнь потопом, то это исключительно более поздние божества.
Так, согласно одному из преданий, потоп совершается во времена Кроноса,
заступившего в греческой мифологии место первозданного Бога, Урана. А в

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100