Библиотека >> Историко-критическое введение в философию мифологии

Скачать 179.57 Кбайт
Историко-критическое введение в философию мифологии



Это так в замечательной генеалогии человеческого рода - она приводится в
пятой главе Книги Бытия и ведется от Адама до Ноя. Правда, в этой
генеалогии встречается немало замечательного и в ином отношении - например,
Каин и Авель в ней вообще не упоминаются, как и в последующих рассказах (1
Пар. 1, 1 тоже непосредственно переходит от Адама к Сифу), однако этим
сейчас не будем заниматься, так как это не относится к нашим задачам,
относится же следующее: названная генеалогия, отмеченная как восходящая к
самому началу и наиболее документальная благодаря тому, что начинает с
сотворения мира, и тому, что носит заголовок "Вот родословие Адама",-
названная генеалогия говорит об Адаме: "Адам жил сто тридцать лет и родил
сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф" (Быт. 5,
3). Далее же рассказывается о Сифе: "Сиф жил сто пять лет и родил Еноса"
(5, 6). Вот что странно: во-первых, то, что Енос, согласно генеалогии, уже
не был рожден по образу и подобию первого человека (ибо иначе такое
прибавление при упоминании Сифа было бы совершенно излишним заверением).
Сифу еще присущ образ первого человека, а Еносу уже нет. Во-вторых, то, что
имя этого внука Адама не означает ничего иного, как "человек" (как и имя
Адама), однако с побочным значением уже ослабевшей, ущербной силы, ибо
глагол anas, с которым связано греческое слово "nosos", значит "болеть".
Итак, с Еноса действительно начинается второй человеческий род, второй,
потому что его родоначальник вновь именуется "человеком" и потому что этот
род уже не подобен тому, какой непосредственно происходил от Адама. Теперь
можно поставить вопрос: чем же этот представленный Еносом род отличался от
первого, непосредственно происходившего от Адама ("человека" без всякого
побочного понятия), отчего он был слабым и больным в отличие от первого?
Если для ответа на этот вопрос привлечь ранее выведенное из другого места
Книги Бытия, то само собою, без натяжки, выявится следующее. В лице Сифа
человеческий род еще был силен и могуч, потому что руководствовался единым
принципом и в нем жил еще единый, первый Бог; второй же род был слаб и
немощен, потому что к нему уже приблизился второй Бог, ослабляющий первого,
сила и могущество этого первого сломлены, ибо все руководствующееся одним
принципом сильно и здорово, руководствующееся же двумя - слабо и болезненно.

Итак, в целом итог таков: согласно рассказу самой же Книги Бытия, истинный
Бог был известен, ведом как таковой лишь второму человеческому роду - тому,
что был уже затронут иной, чужеродной для первого потенцией и подчинен ей.
Такой чужеродной потенцией и мог быть лишь наш второй Бог В, с которым мы
познакомились как с первой действующей причиной политеизма. Тем самым
продемонстрировано, что настоящий монотеизм не возникает, пока не
появляется опасность политеизма, и что относительно-единый Бог выступает
как предпосылка возникновения и монотеизма, и политеизма. Поскольку же мы
ссылались также и на значение имени Еноса, то мы, продолжая рассуждение,
могли бы найти в этом имени указание на самого Бога, каким был затронут
второй человеческий род. Ибо самая вероятная этимология имени Дионис - под
этим именем второй Бог славился у эллинов - это арабское слово (в
дальнейшем мы увидим, что второй Бог впервые был назван по имени арабами),
слово, обозначающее "господина" и, подобно еврейскому baal, образующее
сложные сочетания со многими другими словами, и Енос, "человек", причем с
побочным значением уже ущербной силы. Я, повторяю, мог бы упомянуть сейчас
и это, если бы это сложение можно было изъяснять сейчас пространнее, однако
ограничимся тем замечанием, что в великом процессе развития, какой мы
изображаем, даже и самое отдаленное, как-то: Ветхий завет и эллинская
культура, откровение и мифология, гораздо ближе друг к другу, чем полагают
те, кто привык к абстрактному рассмотрению, скажем, эллинской мифологии - к
рассмотрению в отрыве от всеобщей взаимосвязи.

Нам пришлось признать существование первого человеческого рода, отмеченного
именами Адама и Сифа, и второго - отмеченного именем Еноса. Вместе со
вторым впервые появляются соблазны второго Бога, по следу которого пойдем
мы теперь - в самой же откровенной нам истории.

Следующий великий поворотный пункт - всемирный потоп, после него наступает
смешение языка, разделение народов, решительно проявляющийся политеизм.
Введением же к рассказу о всемирном потопе в Моисеевой книге служит
следующее повествование: "Когда люди начали умножаться на земле и родились
у них дочери, тогда сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они
красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал" (Быт. 6, 1-2), откуда и
произошли "исполины" и "сильные, издревле славные люди" (6, 4). Это место
стоило интерпретаторам немалых трудов: в нем содержится столь очевидная
связь с реальными мифологическими отношениями, что и этот рассказ не может
быть выдумкой, а может быть лишь реминисценцией из реальной истории
мифологии - подобное воспоминание содержится и в мифологиях других народов.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100