Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Формально-логичного не достаточно для познания действительности и перед логикой встает вопрос реформы ее основ, вопрос создания новой логики.
Новая логика – это трансцендентальная логика. Понятие трансцендентальности содержит несколько сторон, весьма значительных для рассматриваемого нами вопроса. В некоторых из них уже отчетливо вырисовываются те моменты, которые после Канта будут усвоены немецким идеализмом и превратятся в моменты диалектического метода. Таков прежде всего вопрос о взаимоотношении метафизического и трансцендентального, вопрос, который одновременно является проблемой начала философии Канта. В принципе здесь вопрос ставится так же, как в начале "большой логики" Гегеля: "С чего следует начинать науку?". §7. Метафизическое и трансцендентальное, вопрос о начале и результате. В 3-ем и 4-ом параграфах "Критики чистого разума" дается следующее определение метафизического и трансцендентального: истолкование (дедукция), содержащее доказательство априорности понятия, есть метафизическое. В самом деле, весь второй параграф, посвященный доказательству априорного характера пространства, представляет собой "метафизическое истолкование этого понятия"10. Истолкование, содержащее доказательство понятия как принципа возможности априорного синтетического суждения, есть трансцендентальное11. Трансцендентальный метод исследует априорные условия познания, опыта; путь его регрессивен: от существующего факта он идет к условиям этого факта. В такой постановке и решении вопроса, несомненно, имеется круг, не формально-логический, который разрушил бы всю систему Канта (следует отметить, что здесь наличествует и этот момент), а круг, характерный для трансцендентальной логики и необходимый для логики диалектической. Исходным пунктом философии Канта является наука, опыт вообще. Отправляясь от данного опыта, "Критика..." ищет его априорные условия. Путем отыскания условий доказывается опыт, т.е. то, что принималось за отправной пункт мысли. Ход мысли Канта можно выразить в форме условно-категорического силлогизма: если опыт (Erfahrung, в частности, наука) есть факт, то его трансцендентально-априорные условия – основные общие положения – истинны. Но наука, опыт есть факт, следовательно, основные положения – истинны. При этом учитывается и вторая половина круга: если трансцендентально-априорные условия истинны, то, следовательно, факт науки и опыта установлен. С чего начинается трансцендентальная философия? Несомненно, с факта опыта. Что доказывает трансцендентальная философия? Несомненно, факт опыта! По мнению К. Фишера и А. Риля, здесь нет никакого крута. Рассмотрение их точек зрения разъяснит и наш вопрос. К. Фишер полагает, что здесь мы имеем дело с двумя различными сферами: со сферой фактического и со сферой значимости (Gьltigkeit). Опыт, наука существует de facto; исследуются его условия и, исходя из них, "Критика..." доказывает существование опыта de jure. Круга нет, т.к. в итоге доказывается не факт опыта, а его объективная значимость (Gьltigkeit)12. Неудовлетворительность этого соображения очевидна. На основании чего можно считать исходный факт истинным? Факт существования опыта, науки – логический факт13. Он касается не только существования чего-либо, а истинного существования чего-либо: если опыт, наука – истинный факт, то такой факт не требует доказательства. Если же речь идет об объяснении (Erцrterung), а не об обосновании (Begrьndung), то мы попадаем в область гипотетичности: если опыт, наука есть истина, то у нее будут соответствующие условия. Примерно по этому пути пойдет Рейнгольд на одном из этапов своего развития; отчасти по этому же пути идет сегодня марбургская школа кантианства как в своей интерпретаторской, так и систематической работе. Риль в "Der philosophische Kritizismus" утверждает, что круг имеется только в "Пролегоменах" (любопытно, что Риль это все же допускает). Но для критицизма основополагающей является "Критика...", а здесь нет никакого круга. Кант не исходит из факта опыта, с целью доказать значимость (Gьltigkeit) этого факта. Риль пишет: "Er leitet das Stattfinden synthetischer Sдtze a priori nicht von der Mathematik ab, sondern er leitet es fьr die Mathematik ab"14. Кант доказывает и факт самого опыта. Метафизическая дедукция и есть доказательство опыта постольку, поскольку она доказывает существование априорного синтетического суждения. Если это так, то очевидно, что в системе Канта нет никакого "руга. Что же доказывает метафизическая дедукция Канта? Действительно ли существование априорных синтетических суждений и поэтому существование опыта, или априорности определенных понятий (и созерцаний)? Несомненно, последнее. Поэтому ясно, что, согласно вышеприведенному определению метафизического и трансцендентального, доказательство априорности понятия еще не есть доказательство опыта и, в частности, факта физико-математических наук. Выше было отмечено, что "круг" в трансцендентальной философии не является ошибкой, называемой в формальной логике "circulus vitiosus" ("порочным кругом"). | ||
|