Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Субъект видит себя в предмете как в зеркале (спекулятивная философия), превращается в самосознание, в субъект, знающий себя; он уже есть fьr sich: он не только существует, но и знает, что существует. Термин "fьr sich", введенный в философию после Канта, превосходно выражает один из моментов его воззрения.
Идеалистическая диалектика, разумеется, не удовлетворится этим; она углубит и расширит зачатки этого направления, наличие которого в философии Канта не вызывает сомнения. Выше речь шла именно об этом направлении, об этих моментах – отождествлять же Канта с Гегелем, конечно, было бы заблуждением. Наличие этого момента в концепции Канта столь очевидно, что он ясно виден при анализе любого аспекта кантовской точки зрения. Вызывает удивление лишь то, что ни один исследователь (кроме представителей немецкого идеализма – Фихте, Гегеля) не уделил внимания этому моменту. §16. Теория понятия. Традиционная формально-логическая теория понятия, развиваемая Кантом в своей "Логике"73(особенно примечателен §6), обнаруживает себя во многих местах "Критики...". Кант часто говорит о понятии как о представлении, являющемся моментом других представлений и имеющем значение для них. Можно сказать, что в главных местах "Критики...", например в главе о схематизме и др., Кант старается решить свою проблему средствами, заимствованными из арсенала традиционной логики. Он говорит не только о понятии как о моменте представлений, но и об отношении таких понятий, о субсумции одного в другое и т.д.74 Этого не может отрицать ни один интерпретатор Канта. Кантовское воззрение полно традиционных, формально-логических анахронизмов. Но нельзя отрицать, что с точки зрения систематики в воззрении Канта более мощным является течение им же основанного нового направления. Философия субъекта, трансцендентальная логика, синтетическое единство трансцендентального сознания – все это требовало новой формы логики, новой теории понятия, суждения и умозаключения. Мы выделим теорию понятия и на ее примере попытаемся осветить моменты диалектического метода в системе Канта. Понятия Кант делит на априорные и апостериорные. Априорное понятие имеет принципиально тот же вид и характер, что и категория. Поэтому априорное понятие вообще есть правило синтеза, акт, деятельность трансцендентального субъекта. Отсюда ясно, что поскольку понятие – правило соединения многообразного, постольку оно есть и закономерность предмета. Если выше нам удалось доказать, что природа есть материализованный субъект вообще, то о каждом отдельном предмете можно сказать, что он является реализацией, осуществлением закономерности того или иного понятия в зависимости от того, какое понятие строит этот предмет. По Канту понятие не есть результат компарации, абстракции и рефлексии. Материал, из которого строится понятие – не представления, к которым мы применяем вышеуказанные операции. Понятие как акт самодеятельности и спонтанности субъекта предшествует всякому представлению, предмету. Оно и создает впервые предмет. Понятие есть закон, который в том или ином предмете, представлении находит свою обособленность, спецификацию. Понятие не является абстрактом, отвлеченным от предметов, оно само есть предмет, поскольку предмет является закономерностью. В объеме понятия не содержатся представления, предметы, отрицанием содержания которых впервые создается это понятие. Понятие как закон заключено в самих предметах, а множество предметов и представлений – в его содержании, та" же, как, говоря более общо, закономерность всей природы заключена в трансцендентальном субъекте. Очевидно, что для истолкованного таким образом понятия не пригодны обычные правила формальной логики. Формально-логическое понятие – это понятие абстрактного, аналитического мышления; понятие же, о котором говорит Кант, есть понятие конкретного познания. Если аналитическое, абстрактное мышление делит понятие на "А" и "не-А" и не в состоянии преодолеть образованную между ними пропасть, то в синтетически понимаемом понятии имеется третье, моментами которого выступают и "А" и "не-А". О делении понятия Кант в своей "Логике" пишет: "Деление (Einteilung) понятия на два члена представляет собой дихотомию; если членов деления больше двух, то оно называется политомией".75И дальше: "Политомия не есть предмет логики, ибо предпосылкой политомии является познание предмета. Однако деление согласно принципу синтеза a priori представляет собой трихотомию"76. В одном из замечаний, сделанном к книге Баумгартена, Кант пишет, что наивысшее понятие человеческого познания есть понятие объекта вообще, а не понятие вещи и невещи (Unding), возможного (и невозможного), как полагал Баумгартен. Всякое понятие, находящееся в противоречии с другим (der noch ein oppositum hat), всегда требует наивысшего понятия (третьего, стало быть), которое содержит их и эти два оппозита представляют собой деление высшего объекта. 77. В "Критике..." та же мысль выражена более ясно; повторяя вышесказанное, Кант замечает: "...так как всяким делением предполагается уже разделенное понятие, то необходимо допускать более высокое понятие; и это есть понятие о предмете вообще". | ||
|