Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Но сам момент предметности в мысли требует не только формальных, но, прежде всего, предметных принципов: логика действительности требует не только формальных законов мышления, но также и законов предметного мышления. Стало быть, т.н. законы мышления теряют абсолютное и всеобщее значение.
Аристотель установил законы мышления, признаваемые основными принципами познания в течение двух тысячелетий. Немецкий идеализм создал диалектическую логику, согласно которой эти законы должны были быть лишь видами новых, подлинных законов и принципов познания. Кант первый заметил, что законы мышления не имеют абсолютного и всеобщего значения. Он ясно увидел, в каком беспомощном положении оказывается предметное познание, имеющее в своем распоряжении только т.н. законы мышления. Положение, гласящее, что законы мышления уже не имеют значение абсолютных и всеобщих законов, требует более тщательного рассмотрения. Следует показать, что и с точки зрения Канта предметное познание нуждается в новых "законах мышления", что т.н. законы мышления (и прежде всего, закон противоречия) не могут быть основными законами предметного познания. Этим мы, конечно, не хотим сказать, что в предметном познании закон противоречия снимается и теряет всякое значение. Этого не требует даже гегелевский диалектический метод и, тем более, трансцендентальный метод Канта. Достаточно лишь показать, что закон противоречия в этой новой сфере уже не имеет значения наивысшего и основного-принципа, что здесь, в новой сфере, господствуют новые законы и закон противоречия в данном случае ничего положительного не может нам сказать. По мнению Канта, формальная логика является логикой формы мысли. Форма мысли как таковая не существует независимо от содержания мысли, в отрыве от той действительности, формой которой она является. Формальная логика абстрагируется от действительности и рассматривает бессодержательную форму. Абстрактное – вот сфера формально-логического; абстрактный момент познания является специфической особенностью, выделяющей регион формальной логической науки. Отсюда ясно, что принципы формально-логического суть принципы абстракции. "Если от конкретной действительности мы абстрагируем понятие "А", отличаем его от того, с чем оно связано в конкретной действительности, т.е. от "не-А", то очевидно, что нечто, мыслимое посредством "А", в то же время не может быть "не-А", т.к. "не-А" составляет именно то, что остается от конкретной действительности после отвлечения от нее "А"22. Таким образом, закон противоречия есть закон абстрактности. Легко установить истинность обратного утверждения: то, что подчиняется лишь одному закону противоречия, непременно принадлежит сфере абстрактности. Трансцендентальная логика не имеет дела со сферой абстрактного; она является логикой конкретной действительности и логикой конкретного познания; ведь трансцендентальная логика – логика предметности. Ее целью является создание предмета действительности, того самого предмета, от которого абстракция отделила некоторое свойство "А", а совокупность остальных свойств обозначила именем "не-А"; цель трансцендентальной логики – существующий до абстракции единый предмет, в котором "А" и "не-А" образуют единство; то что в сфере абстракции является противоречием, в конкретной действительности есть преодоление и примирение противоречия. Закон противоречия – закон абстракции и, стало быть, в конкретной действительности и в конкретном познании он теряет свое абсолютное значение. Конкретное познание выражается в синтетическом суждении. "В аналитическом суждении я остаюсь при данном понятии, чтобы извлечь из не-то что-то. В синтетических же суждениях я должен выйти из данного понятия, чтобы рассмотреть в отношении с ним нечто совершенно другое, нежели то, что мыслилось в нем; это отношение (между элементами синтетического суждения – К.Б.) никогда поэтому не может быть ни отношением тождества, ни отношением противоречия"23. В главах "О высшем основоположении, касающемся всех аналитических суждений" и "О высшем основоположении всех синтетических суждений" Кант прямо говорит, что закон противоречия имеет силу только для суждений первого вида. Но вне сферы аналитического знания он есть только conditio sinequa поп. В конкретном познании и в конкретной действительности этому закону соответствует предметный закон: "Условия возможности опыта вообще суть вместе с тем условия возможности предметов опыта и поэтому имеют объективную значимость в априорном синтетическом суждении"24. Этот принцип является законом конкретной мысли и конкретного бытия25, тогда как закон противоречия и вместе с ним законы тождества и исключенного третьего – всего лишь законы абстрактности. §9. Субъект и трансцендентальная логика. Попытаемся более ясно представить себе вышеиспользованное понятие конкретной мысли. На почве кантовской трансцендентальной философии абстрактному мышлению мы противопоставили понятие конкретной мысли и различие между ними усмотрели лишь в неимении содержания или наличии его. | ||
|