Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
е. выходит за свои пределы, становится объектом, чтобы в объекте познать себя и в итоге от an sich перейти к fьr sich.
§43. Третье положение. Синтез. Мы рассмотрели определенную сторону противоположности "Я" и "не-Я", данной в "Wissenschaftslehre". , Не останавливаясь на одной стороне противоположности, мы затронули и другую, чтобы с самого начала сделать понятным смысл диалектического процесса – перехода от an sich к fьr sich. Теперь мы можем возвратиться к основному противоречию, возникшему в бесконечном "Я". "Я" полагает в "Я" самого себя и ему противополагает "не-Я". Этим бесконечное "Я" превращается в конечное "Я". Это означает что в "Я" есть момент бесконечности. Смысл первого синтеза, как мы увидим в дальнейшем, состоит именно в этом. Весь последующий процесс есть восстановление бесконечного в борьбе между конечным и бесконечным. Мы не можем описать весь процесс этой борьбы несмотря на то, что он имеет диалектический характер. Мы коснемся лишь его некоторых моментов, с целью характеристики нашего основного положения и иллюстрации диалектического метода. Иллюстрация здесь понимается и в смысле, отличном от обычного, когда иллюстрация рассматривается как пример некоторого утверждения, а не как само содержание этого утверждения. В диалектическом методе, в частности, в философии Фихте, иллюстрация диалектического метода одновременно является и его содержанием. Мы не сможем рассмотреть детально все аспекты диалектики, как это делает сам Фихте. Мы только схематически изложим некоторые этапы диалектического процесса, данного в учении Фихте. Основное противоречие, обнаруженное в "Wissenschaftslehre", должно разрешиться. Это необходимо – ведь абсолютное "Я" перестанет быть абсолютным, если его будет ограничивать "не-Я". Здесь явно налицо два момента: логический и телеологический: 1) "Я" полагает в "Я" только "Я"; 2) "Я" полагает в "Я" нечто противоположное "Я" – "не-Я". Здесь налицо логическая антиномия и ее решение опровергло бы как первое, так и второе основоположения, т.к. они ведут к противоречию. С другой стороны, ясно, что здесь налицо и телеологический момент: цель – бесконечный субъект, "Я". Второе положение снимает бесконечность. Антиномию необходимо решить и тем самым сохранить момент бесконечности. Первое положение, касающееся бесконечного "Я" – главное для Фихте. Восстановление бесконечного "Я", – если не полностью, то хотя бы в виде момента, – необходимо. Категории, выводимые из первых двух положений, по мнению Фихте, представляют противоположные понятия, но, несмотря на это, первое положение содержит и требование их необходимого соединения40. Противоречие разрешается следующим образом: абсолютно самостоятельными не являются ни "Я", ни "не-Я". Претензия "Я" на абсолютность, заключающаяся в утверждении того, что существует только оно и оно есть только "Я", неприемлема. Неприемлема и претензия "не-Я" на абсолютность" В "Я" есть и "Я" и "не-Я". В противном случае "Я" сняло бы Я", а "не-Я" – "Я", что невозможно, т.к. они уже положены. Очевидно, что здесь "Я" и "не-Я" лишь частично снимают друг друга. Для решения противоречия между тезисом ("Я") и антитезисом ("не-Я") должно существовать нечто третье, дающее возможность примирить два противоположных положения. Это третье пока не определено и есть X 41. Частичное снятие означает взаимное ограничение. X есть граница. Его действие (действие X, т.к. "Die Gegensдtze, welche vereinigt werden sollen, sind im Ich, als Bewusstsein. Demnach muss auch X im Bewusstsein sein") есть ограничение. Если "Я" и "не-Я" частично ограничивают, определяют друг друга, то они содержат категорию части, и вообще категорию квантитета42. "Я" полагает в "Я" частично "Я", частично "не-Я", или "Я" противополагает в "Я" делимому "Я" делимое "не-Я" (т.к. то, что имеет части, делится)43. В этом состоит третье основное положение, являющееся первым синтезом в "Wissenschaftslehre" и первым этапом в жизни абсолютного "Я". Этим обосновывается наше утверждение: смысл синтеза состоит в том, чтобы в бесконечном и абсолютном ("Я") открылось неабсолютное и конечное, а в конечном – момент бесконечности. "Я" есть не только "Я", но и "не-Я". Так же обстоит дело с "не-Я", которое одновременно есть и "Я" и "не-Я"44. Для последовательной философии субъекта нет иного пути: будет существовать лишь один субъект, если в нем не обнаружится нечто, отличное от него. Кант пытался, решая эту проблему, внести в субъект момент объективности, предметности (время, пространство, категории, трансцендентальную апперцепцию). И Шеллинг находит в "Я" отличный от него момент. По мнению Гегеля, философская система опирается на утверждение того, что субстанция является субъектом, а субъект есть дух (Geist), который отличается в себе от себя и отождествляет себя с этим отличным от себя моментом. Таков и путь Фихте. Он и не может быть иным – таков исходный пункт идеалистической диалектики. Субъект, как таковой (an sich), тождественный с самим собой, находит в самом себе нечто, отличное от себя. Этот этап необходим для идеализма. | ||
|