Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Подобные материалистические и реалистические высказывания послужили основанием для того, что многие исследователи считают систему натурфилософии реалистическим воззрением. Сам Шеллинг часто упоминает об этом "своем" реализме. И Кронер, который приводит для подтверждения своего взгляда слова Шеллинга, идет настолько далеко, что в немецком идеализме он видит снятие противоречия между идеализмом и реализмом. Н. Гартман, всюду ищущий "точку зрения, стоящую вне точек зрения", и считающий, что подлинная философская система находится по ту сторону противоречия между идеализмом и реализмом, обнаруживает подобную точку зрения и в системе Шеллинга. Но все эти исследователи забывают об одном обстоятельстве, в котором ясно отдавал себе отчет сам Шеллинг: несмотря на то, что Шеллинг часто рассуждает об идеал-реализме, именуя подобным образом свою философию, он все же глубоко убежден в том, что подлинной философией является идеализм. Целью натурфилософии является показ постепенного развития природы. Хотя принцип природы духовен, но, как говорит Гартман61, он не есть принцип сознания. Но и этого достаточно для того, чтобы признать натурфилософию Шеллинга идеалистической. В действительности целью духовного принципа является именно сознание; в потенции оно уже есть сознание; подлинным и полным его видом является: самопознание и как таковое он представляет собой сознание.
Процесс природы есть процесс рождения духа. Трансцендентальный идеализм идет обратным путем: от духа к природе. Недоразумение порождается не необходимостью примирения между идеализмом и реализмом, а тем, что один из путей кажется излишним: абсолютное либо начинает с природы и достигает самого себя в самосознании и познании и тем самым вся действительность окажется построенной диалектически, либо же абсолютное опять-таки диалектически выходит из самого себя, создает природу и в этой природе, как зеркале, спекулятивно познает самого себя, и в этом случае вся действительность оказывается также построенной идеалистически и диалектически. Здесь мы как будто бы стоим перед альтернативой: либо один путь, либо другой; иначе действительность оказывается построенной дважды и становится непонятным, для чего одной философской системе нужно было строить действительность дважды, двумя противоположными путями. Нельзя согласиться и с мнением, будто эти два противоположных пути составляют тезис и антитезис, требующие высшего диалектического синтеза, которым якобы оказывается система тождества. В некоторых местах сам Шеллинг высказывает мысли, которые могут побудить исследователя к признанию правдоподобности такого предположения. Этот вопрос важен для проблемы диалектики, поскольку здесь решается, представляет ли собой вся система Шеллинга такую же диалектическую целостность, какой является, например, его система трансцендентального идеализма. Как мы уже знаем, борьбу противоречий Шеллинг обозначал полярностью, а синтез противоречивых моментов – индифферентностью. В предисловии к работе "Darstellung meines Systems der Philosophie", в которой излагаются основы системы абсолютного тождества, Шеллинг пишет: "Философию природы и трансцендентальную философию я всегда представлял как противоположные полюса философствования (Philosophieren); в этой работе я нахожусь в пункте индифференции"62. Дело обстоит так, будто натурфилософия и трансцендентальная философия представляет собой тезис и антитезис (полюсы), а система тождества – синтез (пункт индифферентности). В действительности это не так: дело в том, что как натурфилософия, так и трансцендентальная философия представляют собой не диалектические моменты целостной системы, а лишь части, осколки, если можно так выразиться. Одна и та же проблема рассмотрена с различных точек зрения; однако обе точки зрения лишены основания. Здесь имеет место заблуждение, так как основа системы – абсолютная идентичность субъективно-объективного – не учтена. Философия абсолютного тождества является основой, а не диалектическим синтезом натурфилософии и трансцендентального идеализма. Если мы будем понимать философию абсолютного тождества таким образом, то, очевидно, что на этом основании мы поймам своеобразие диалектических моментов всей системы Шеллинга. Многое здесь изменено, переработано: то, что в первых двух "системах" лишь намечено, здесь углублено и обосновано. Правда, этой системе еще многого не хватает, поскольку она представляет собой всего лишь основу; к тому же она осталась незавершенной. §65. Начало и характер диалектического процесса. Теория абсолютного тождества является теорией разума. Первые же параграфы "Darstellung..." содержат новое понимание разума: Vernunft – абсолютный разум или разум, который мыслится как тотальная индифференция субъективно-объективного63. Вне разума нет ничего, все – в разуме. Он необходимо един и равен самому себе. Высшим законом является его сущность и, постольку, законом всего бытия является закон тождества, который по отношению к бытию выражается следующим образом: А – А. Что касается разума, то здесь А – А выражает не тождество субъекта и предиката, а полагание самого тождества64. | ||
|