Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Начало философии Фихте не суждение, положение, а приказ, требование, императив; не формула "это есть так", а формула "сделай это", "Sei", "Sei ich", "Sei reine Subjektivitдt", "Mache dich, in den intellectuellen Anschauung deiner selbst, gewissermassen zum Schцpferdeiner selbst als ich". Свое рассуждение Кроненберг заканчивает известными словами Гете:
Mir hilft der Gent, auf einmal Weiss ich Rat, Und schreib getrost: in Anfang war die Tat10. Требование Фихте имеет единственный смысл: возвышение познающего субъекта до чистого "Я", до точки зрения бесконечного субъекта. Конечный субъект в своей глубине является бесконечным. Конечный субъект посредством интеллектуальной интуиции созерцает свою подлинную сущность; интеллектуальная интуиция является единственной твердой основой (Standpunkt) во всякой философии. Рефлексия и абстракция, о которых так часто говорит Фихте, здесь уступают место интеллектуальной интуиции. "Я", созерцаемое в интуиции, как основа конечного субъекта, является целью требования, выдвигаемого Фихте. "В мышлении я должен исходить из чистого "Я" и осмыслить его как абсолютную самодеятельную сущность"11. С первых же страниц "Wissenschaftslehre" Фихте пытается поставить читателя на позиции абсолютного, бесконечного "Я". Нам становится очевидным, как следует решать проблему, поставленную Кронером, и в чем состоят его ошибки. "Я" полагает самого себя, но кто полагает это "Я"? То же "Я", которое действует в конечном субъекте. Оба действия являются действиями "Я", и ошибается Кронер, приписывая одно действие абсолютному субъекту, а второе – философу. Кронер опасается, что в противном случае и конечный субъект окажется бесконечным субъектом. Однако вся суть фихтевской и вообще идеалистической диалектики именно в том и состоит, что бесконечный субъект превращает себя в конечный субъект, а в конечном субъекте действует бесконечный субъект. "Я" полагает самого себя: оно есть an sich, "Я" познает свое самополагание: оно есть fьr sich. Познающий субъект, созерцая этот момент, формулирует его в логической форме в виде положения. Первое основоположение должно быть самодеятельным актом спонтанности субъекта и, одновременно, основным положением. Кронер прав в одном: в данном случае – два действия. Однако они являются действиями субъекта: одно – непознанное, другое – познанное. Абсолютный субъект не только противополагается познающему субъекту, но и действует в нем, поскольку деятельность субъекта есть также познавательная деятельность и "Я" есть не только an sich, но и fьr sich. "Я" в одно и то же время есть и действие и самоосознание этого действия12. Теория науки и теория субъекта-действительности – тождественны. Поэтому и метод этих теорий будет одним и тем же: диалектическим. Исходная точка у этих теорий одна: свободное действие субъекта и первое основоположение как самоосознание этого действия. Впервые здесь со всей ясностью обнаруживается диалектическая природа исходной позиции систем немецкого идеализма. Принцип действительности есть одновременно принцип мышления и метода. Иначе говоря принцип идеального ряда тождественен с принципом реального ряда. Диалектическую природу имеет не только действительность, но и философия, т.к. философия – это действительность, или действительность в своей высшей форме – это философия. "Таким образом, принцип должен быть также началом, а то, что представляет Prius для мышления, – первым в движении мышления"13. Метод системы является также методом изложения системы. Принцип действительности – "Я" и полагание им самого себя являются одновременно началом системы в виде основоположения. После этого абстрактного рассуждения мы переходим к системе Фихте, к его основным положениям. Здесь найдут конкретное подтверждение вышеизложенные соображения. Конкретную реализацию в системе получит диалектический метод. II. ДИАЛЕКТИКА ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ §39. Первое положение. Тезис. Немецкий идеализм мы назвали философией свободного субъекта. Этот основной момент обнаруживается в самом начале философии Фихте: свободный субъект полагает самого себя. "Я есмь", "Я есмь Я"14, "Я полагает самого себя", "То, сущность чего заключена только в том, что оно полагает самого себя как сущее, есть "Я", как абсолютный субъект. Поскольку оно полагает самого себя, оно есть; и поскольку оно есть, оно полагает самого себя"15. Таким образом, "Я" необходимо для "Я". "Я" – субъект, содержание которого пока состоит в том, что о" полагает себя как "Я". Однако, полагая "Я", "Я" полагает объект. "Я" – субъект, полагающий объект, а объектом является опять-таки "Я", полагающее себя. Хотя Фихте здесь говорит об абстракции и рефлексии16, в основе его философствования лежит интеллектуальная интуиция17. Основоположение философии не нуждается в доказательстве; такое доказательство невозможно; поэтому основоположение не имеет основания. Оно нуждается не в доказательстве, а в обнаружении, прояснении. | ||
|