Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме
Скачать 130.13 Кбайт Проблема диалектики в немецком идеализме
Разумеется, в первой же системе Шеллинга содержались достаточные основания, заставившие его переработать свою систему2, но это не дает основания для того, чтобы его взгляды 1794-1850 годов принять за единую систему. Достаточно припомнить его различные высказывания по интересующему нас вопросу о диалектическом методе, чтобы сразу увидеть, насколько широк диапазон развития шеллинговской мысли в различные периоды. "В то время, как мы, остальные, увлекались материальной стороной приобретенных взглядов, он (Гегель – К.Б.) правильно держался метода в его чистоте. Никто не мог бы лучше закончить предшествовавшую философию, чем он"3. В своих же лекциях Шеллинг упрекает Гегеля в том, что он интеллектуальную интуицию заменил диалектическим методом. В мюнхенских лекциях Шеллинг характеризует систему и метод Гегеля как карикатуру на "философию тождества". Шеллинг не понял содержания диалектического метода Гегеля, несмотря на то, что в основах его философии наиболее четко был поставлен вопрос об идеалистической диалектике.
Отсутствие целостной системы у Шеллинга сильно мешает некоторым исследователям при разборе отдельных вопросов его философии. Трудности возрастают еще и потому, что историки философии не договорились и о том, на сколько периодов делится развитие мысли Шеллинга. Виндельбанд полагает, что в философии Шеллинга можно выделить пять различных систем: 1) натурфилософию (до 1799 г.), 2) эстетический идеализм (1801), 3) абсолютный идеализм (1803), 4) философию свободы (Die Freiheitslehre – 1812), 5) философию мифологии4. Согласно Целлеру различаются такие системы: 1) трансцендентальная философия и натурфилософия, 2) "философия тождества", 3) теософия, 4) позитивная философия5. Согласно К. Фишеру: 1) от Фихте к натурфилософии (1794-1797), 2) натурфилософия (1797-1807), 3) философия тождества, 4) философия религии. Согласно Н. Гартману: 1) натурфилософия, 2) трансцендентальный идеализм, 3) философия тождества, 4) философия свободы, 5) философия мифологии6. Швеглер различает 6 периодов в философии Шеллинга, несмотря на то, что не выделяет трансцендентальную философию в отдельный период7. Как бы ни делить философию Шеллинга на периоды, несомненно одно, что Э. Гартман правильно делит философию Шеллинга на догегелевскую (до 1807 г.) и послегегелевскую. Но и здесь вызывает сомнение, имеем ли мы дело (в первом периоде) с чисто шеллинговскими взглядами. Очевидно, Гайм прав, предполагая, что на Шеллинга оказала влияние гегелевская философия еще до выхода работ Гегеля. Сегодня уже доказано, что хотя Гегель и подвергался влиянию Шеллинга и разделял его точку зрения в период существования "Критического журнала", но уже в этот период намечается то основное различие, которое позднее становится очевидным благодаря "Феноменологии духа". Явных свидетельств обратного влияния Гегеля на Шеллинга до 1807 г. почти что нет: здесь можно строить лишь гипотезы. Поэтому мы рассмотрим проблему диалектики в философии Шеллинга до 1807 г. в том виде, в каком она дана в его сочинениях, не касаясь того, находился ли Шеллинг в этот период под влиянием Гегеля (дело в том, что Гегель в этот период уже выработал схему диалектического метода в т.н. "Иенской" логике). Мы не ставим перед собой цели рассмотреть всю концепцию Шеллинга, а осветим лишь моменты, связанные с диалектическим методом. Основной вопрос диалектики Шеллинга тот же, что и идеалистической диалектики в целом – взаимоотношение бесконечного и конечного. Это взаимоотношение выступает в немецком идеализме в двух аспектах. Бесконечный субъект есть цель и предмет исследования. Действительность конечна, но она является ступенью развития бесконечного и постольку содержит момент бесконечного; поэтому и в бесконечном должен содержаться и действительно содержится момент конечного. В этом состоит то основное противоречие, которое представляет собой диалектико-необходимое противоречие; преодоление конечного момента в бесконечном есть освобождение от противоречия и диалектический синтез. Бесконечное должно содержать в себе и противоречие, иначе нельзя будет построить ни действительность, ни систему; в бесконечном противоречие должно быть снято. Таковы начальный и конечный этапы идеалистической диалектики. С другой стороны, момент противоречия содержится лишь в конечном моменте бесконечного. Преодоление конечного представляет собой преодоление противоречий и диалектический синтез. Оба аспекта необходимы в идеалистической диалектике и оба были очевидны в философии Фихте; Шеллинг и особенно Гегель углубляют главным образом эти два аспекта, придавая им целостность. Философии абсолютного субъекта предстоит решить единственную задачу: если существует только абсолютный субъект, то как же в нем возможно конечное? Каково взаимоотношение бесконечного, абсолютной целостности и единства, с одной стороны, и множества конечных, с другой, и как одно становится множеством? Так поставил вопрос Шеллинг. Знаменательно, что такую постановку вопроса Шеллинг не считал своей. В работе "Философские письма о догматизме и критицизме" он рассматривает проблему кантовской | ||
|