Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме

Скачать 130.13 Кбайт
Проблема диалектики в немецком идеализме



Если природа, предмет есть содержание синтетического суждения и если оно соединяет два понятия, очевидно, что эти понятия не абстрактны, а суть части конкретного предмета. Когда абстрактное мышление выделяет из предмета какую-нибудь часть и обозначает ее через "А", другая часть для него превращается в "не-А". Между последними невозможна какая-либо связь, они исключают друг друга. "А" есть то, что оно есть; невозможно, чтобы какое-либо "А" в одно и то же время было бы и "не-А"; нечто должно быть либо "А", либо "не-А" (ибо, как было отмечено, в понятие "не-А" входит все, что не есть "А"). Совершенно иначе обстоит дело в сфере синтетического суждения. Основа синтетического суждения – сам предмет. Синтез двух понятий только в абстракции представляется нам требованием соединения "А" и "не-А". В действительности же, если одно понятие есть "А", то второе понятие, по словам Гегеля, есть не вообще отличное от "А", а "его иное". Целостный предмет разделен на два момента. Разделенные моменты теряют целостность. Они различны, но принадлежат одной целостности: они дополняют друг друга и образуют целостный предмет – ведь синтетическое суждение повторяет структуру предмета. Таким образом, в философии Канта синтез есть связь двух различных моментов, где они выступают членами "третьего", "медиума", предмета "ли же целостности. Моменты – отдельно существующие абстракты, в действительности они не могут существовать как абстракты; действительность есть их синтез в целостности предмета.

"Третье", о котором выше шла речь и "в чем единственно может возникнуть синтез двух понятий", есть трансцендентальный предмет, предмет вообще, к которому объективности ради должно направляться всякое познание. Если мы вспомним, что предмет в конечном итоге есть лишь закономерность построенного предмета, станет ясным, что два понятия синтетически соединяются друг с другом в силу этой закономерности (этого предмета). И поскольку трансцендентальный предмет – лишь коррелят трансцендентального субъекта, ясно, что в процессе построения предмета, природы в качестве медиума, необходимого для соединения двух понятий, выступает закономерность самого трансцендентального субъекта.

Выявление того, что в понимании синтеза Кантом в общих чертах уже дан диалектический метод Гегеля, не требует особой наблюдательности. В решении проблемы синтеза эти черты настолько очевидны, что идеалистической диалектике понадобится лишь расширить и применить их ко всей действительности.

В связи с теорией синтеза Канта уместно рассмотрение некоторых моментов.

§15. Проблема сознания. Этот вопрос частично рассмотрен нами в первой главе. Проблем субъекта и сознания детально проанализирована нами и в последующем в связи с другими вопросами. Однако в проблеме сознания следует выделить еще один момент. Implicite он уже содержится в вышеизложенном; нам остается лишь выявить его. Содержание трансцендентального сознания есть синтез. Трансцендентальный субъект не существует без синтеза, стало быть без синтеза невозможно себе представить трансцендентальное сознание. Трансцендентальное сознание есть единство многообразного и в то же время – единство с самим собой, самосознание. "Принцип необходимого единства апперцепции сам, правда, имеет характер тождественного, т.е. представляет собой аналитическое положение, но тем не менее он объясняет необходимость синтеза данного в созерцании многообразного"71.

Сознание содержит эти два момента: с одной стороны, мы имеем аналитическое единство сознания, тождество трансцендентального субъекта с самим собой, самосознание, познание самого себя и, с другой, – синтетическое единство сознания, единство различных и постольку противоположных моментов. Сознание как (аналитическое) единство с самим собой возможно постольку, поскольку оно есть самосознание. Но по Канту синтетическое единство сознания есть предпосылка его аналитического единства. Трансцендентальное сознание производит синтез и создает предмет72. Повторение синтеза в процессе познания есть аналитическое единство сознания. Синтез не есть условие создания трансцендентального сознания, а есть условие лишь его аналитического единства, т.е. его тождества, познания им самого себя, самопознания.

Здесь implicite дана вся концепция идеалистической диалектики Гегеля: трансцендентальное сознание (субъект) как синтетическое единство субъекта, как единство различных моментов (субъекта и предиката) своей деятельностью создает предмет. Соблюдением и использованием принципов того же сознания познающее сознание повторит синтез трансцендентального субъекта и познает предмет, т.е., в конечном итоге, закономерность трансцендентального сознания, самого себя и превратится в самосознание, в тождество с самим собой или же в аналитическое единство трансцендентального сознания. В воззрении Канта, по-видимому, нигде так глубоко не проявляются основы философии немецкого идеализма, диалектики Фихте и Гегеля, как в этом моменте. Вышеизложенный путь идеалистической диалектики: an sich – sein Anderes – fьr sich, есть путь субъекта.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84